Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Хабаровского края о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав представителя прокуратуры "адрес" ФИО4, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратился в суд с иском к прокуратуре Хабаровского края о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 192 895, 39 рублей, процентов за задержку выплаты заработной платы.
В обоснование заявленных требований указал, что с 15.07.2019 по 10.12.2020 работал в должности помощника прокурора района прокуратуры района им. Лазо Хабаровского края. 10.12.2020 направил ответчику заявление об оплате за работу в выходные и праздничные дни: 16.11.2019, 02.01.2020, 03.01.2020, 11.01.2020, 21.03.2020, 12.06.2020, 28.06.2020, 11.07.2020, 18.07.2020, 26.07.2020, 29.08.2020, 18.10.2020, 24.10.2020, 25.10.2020. Согласно приказу от 21.12.2020 N 635 работодателем издан распорядительный документ произвести истцу оплату в размере двойной часовой ставки (части должностного оклада за час работы) в связи с работой в выходные и нерабочие праздничные дни: 16.11.2019 в количестве 3 часов, 02.01.2020 - 7 часов, 03.01.2020 - 3 часа, 21.03.2020 - 4 часа, 12.06.2020 - 3 часа, 28.06.2020 - 10 часов, 18.07.2020 - 3 часа, 26.07.2020 - 4 часа, 29.08.2020 - 3 часа, 18.10.2020 - 3 часа, 24.10.2020 - 3 часа, 25.10.2020 - 4 часа. Оплата работы за выходные дни 11.01.2020, 11.07.2020 истцу не произведена. Кроме того, оплата за работу в указанные в приказе дни произведена не в полном объеме. Полагает, что работа в выходные и праздничные дни 16.11.2019, 02.01.2020, 03.01.2020, 11.01.2020, 21.03.2020, 12.06.2020, 28.06.2020, 11.07.2020, 18.07.2020, 26.07.2020, 29.08.2020, 18.10.2020, 24.10.2020, 25.10.2020 подлежит оплате в соответствии с положениями ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ в размере не менее двойной дневной ставки должностного оклада за день работы с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат. Работа в выходной день 28.06.2020 подлежала оплате за 12 часов отработанного времени, в соответствии с распоряжением прокурора района имени Лазо от 16.06.2020 N 9-р. 10.12.2020 истец уволен из прокуратуры Хабаровского края и лишен права, предусмотренного ст. 153 ТК РФ на предоставление ему выходного дня взамен работы в выходные и праздничные дни.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО8 отказано.
В кассационной жалобе ФИО8 ставит вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель прокуратуры Хабаровского края (по доверенности) ФИО5 поддержала возражения прокуратуры Хабаровского края на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что ФИО8 проходил службу в прокуратуре Хабаровского края с 2015 года, с 15.07.2019 в должности помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края.
23 июня 2015 г. между Прокуратурой Хабаровского края и ФИО8 заключен трудовой договор N 1018.
Приказом от 10.12.2020 N 614-к ФИО8 освобожден от должности и уволен из органов прокуратуры.
10.12.2020 истцом подан рапорт об оплате заработной платы за работу в выходные и праздничные дни.
Приказом и.о. прокурора Хабаровского края от 21.12.2020 N 635-к ФИО6 произведена оплата в двойном размере часовой ставки (части должностного оклада за час работы) в связи с работой в выходные и нерабочие праздничные дни: 16.11.2019 в количестве 3 часов, 02.01.2020 - 7 часов, 03.01.2020 - 3 часа, 21.03.2020 - 4 часа, 12.06.2020 - 3 часа, 28.06.2020 - 10 часов, 18.07.2020 - 3 часа, 26.07.2020 - 4 часа, 29.08.2020 - 3 часа, 18.10.2020 - 3 часа, 24.10.2020 - 3 часа, 25.10.2020 - 4 часа.
Основанием к оплате послужил рапорт ФИО1, табели учета ненормированного рабочего времени, графики дежурств, распоряжение прокурора района им. Лазо, акты, постановления суда.
Уведомлением от 24.12.2020 N 6-18-2020/455 копия указанного приказа направлена ФИО6 на указанный им адрес.
Сумма оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 11 097, 88 рублей перечислена ФИО6
Расчет оплаты труда в выходные и праздничные дни произведен из часовой ставки оплаты труда исходя из размера должностного оклада и районного коэффициента.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска о взыскании оплаты за работу в выходные и праздничные дни, пришел к выводу, что заработная плата за работу в выходные, праздничные дни произведена истцу с учетом отработанного им времени, в двойном размере, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ) определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу статьи 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
В ч.1 статьи 43 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" указано, что денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или организации прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2020 - 2022 годы заключено Отраслевое соглашение на федеральном уровне, которое разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 3.15 Отраслевого соглашения между Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ на 2020 - 2022 годы (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2020) заработная плата работника органа или организации прокуратуры (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работнику до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации. Оплата труда работников органов или организаций прокуратуры в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), а также на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в соответствии с нормами трудового законодательства и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 07.12.2017 г. N 38-П и от 11.04.2019 г. N 17-П.
Статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере.
Порядок и условия оплаты труда прокурорских работников урегулированы нормами Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", которые с учетом специфики деятельности прокурорских работников не предусматривают оплату труда в двойном размере за работу в выходные и праздничные дни с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Исполнение прокурорскими работниками в некоторых случаях своих полномочий за пределами нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в выходные и праздничные дни, обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, требованиями процессуального законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5.4 Правил внутреннего трудового распорядка работников прокуратуры Хабаровского края, утвержденного приказом прокурора Хабаровского края от 23.06.2020 N 227, предусмотрено, что в случаях необходимости работники прокуратуры могут привлекаться к выполнению своих служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Пунктом 5.8 указанных Правил предусмотрено, что работникам с ненормированным рабочим днем в случае эпизодического привлечения к выполнению своих служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней.
С учетом установленных по делу обстоятельств, норм действующего законодательства, а также произведенных ответчиком выплат, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.