Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах ФИО1 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма, по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на специализированный жилищный учет и состоит в Сводном списке лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
На администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
В кассационной жалобе администрация Надеждинского муниципального района ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм права, неверное определение обстоятельств дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухин М.А. полагал решение и апелляционное определение законными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 17 февраля 2020 года N241-р ФИО1 включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края.
ФИО1 собственником объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории Приморского края не является.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1
Статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз.1 п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории Приморского края отношения по реализации права детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями с 01.01.2019 регулируются Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" и Законом Приморского края от 24.12.2018 года N 433-K3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
В статье 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) установление факта невозможности проживания и принятие решений о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями;
2) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими, включая проведение ежегодного обследования состояния таких жилых помещений;
3) принятие решений о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее - список), в том числе на основании заявлений об исключении из списка субъекта Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список на территории Приморского края;
4) формирование муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, посредством:
а) приобретения жилых помещений, в том числе с правом заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки (в случае доведения лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год), в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность муниципальных образований;
б) строительства жилых помещений, в том числе в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на строительство объектов недвижимого имущества муниципальной собственности при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки;
в) осуществления капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилищном фонде жилых помещений в течение текущего финансового года;
4(1) проведение проверки сведений о наличии у лиц, включенных в список по соответствующему муниципальному образованию (за исключением лиц, в отношении которых в список внесена информация о наличии вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения), права собственности на жилое помещение, права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения ежегодно в срок до 1 марта текущего года;
5) принятие решений о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, за исключением тех, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные до 1 января 2019 года, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на Администрацию Приморского края, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с указанными лицами договоров найма специализированного жилого помещения;
5(1)) направление в уполномоченный орган в области образования копий заключенных договоров найма специализированного жилого помещения и сведений, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления, об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 3(1) статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; и др.
При указанных обстоятельствах выводы судов об удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.