Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к КГУП "Примтеплоэнерго" о признании незаконными действий и возложении обязанности, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения ФИО1, его представителя ФИО4, представителя КГУП "Примтеплоэнерго" ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к КГУП "Примтеплоэнерго" о признании незаконными действий по начислению платы за отопление жилого помещения по адресу: "адрес", возложении обязанности произвести перерасчет начисленных за отопление платежей, исключив из их состава плату за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". С октября 2002 года в квартире демонтированы батареи, осуществлен переход на альтернативные источники теплоснабжения. Работы по демонтажу произведены с соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, предусмотренного на момент выполнения работ. А именно, получено согласование администрации городского округа ЗАТО Большой Камень в виде разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, электроснабжающей организацией ОАО "Коммунальная энергетика" изготовлен проект на подключение потолочных электрообогревателей, получены технические условия на их электроснабжение. Управлением Госэнергонадзора по Приморскому краю проведена экспертиза проекта электроснабжения, а также выдано разрешение на использование электроэнергии для отопления квартиры электрообогревателями, а также акт допуска в эксплуатацию данной энергоустановки. Демонтаж батарей осуществлен управляющей организацией. Все необходимые документы предоставлялись заинтересованным организациям, в том числе ответчику. Кроме того, обстоятельства законности установки альтернативных источников теплоснабжения проверялись прокуратурой ЗАТО г..Большой Камень в 2004 году, нарушений в действиях собственника не выявлено. С сентября 2020 года на территории городского округа Большой Камень коммунальные услуги в виде теплоснабжения оказывает КГУП "Примтеплоэнерго". 29 сентября 2020 года представителем КГУП "Примтеплоэнерго" в присутствии истца был составлен акт обследования системы отопления и горячего водоснабжения, в котором зафиксирован факт отсутствия системы внутриквартирного отопления при наличии альтернативных источников теплоснабжения. При составлении акта представитель КГУП "Примтеплоэнерго" сообщил истцу, что плата за отопление взиматься не будет, однако начиная с октября 2020 года, ответчик производит начисление оплаты за отопление.
На обращения истца последовал ответ о необходимости представить решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства. Данные требования и начисление платы за отопление истец полагает незаконными, поскольку на момент осуществления переустройства принадлежащего ему жилого помещения действовал Жилищный кодекс РСФСР, который не содержал требований к обязательному составлению акта приемочной комиссии. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ было выдано истцу 6 августа 2002 года отделом архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г..Большой Камень.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 3 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1, его представитель ФИО4 на доводах кассационной жалобы настаивали.
Представитель КГУП "Примтеплоэнерго" ФИО5 с кассационной жалобой не согласился, поддержал письменный отзыв на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги, в силу статьи 157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктами "е" и "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по центральным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам; горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В абзаце 2 пункта 40 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 184) указано, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения - "адрес" многоквартирном жилом доме по "адрес" "адрес". В данной квартире демонтированы радиаторы отопления и установлены потолочные электрообогреватели "ЭкоЛайн".
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что выполненное в квартире истца переустройство системы отопления произведено с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы теплоснабжения, что является основанием для признания действий КГУП "Примтеплоэнерго" по начислению платы за отопление незаконными и освобождения истца от обязанности по оплате услуг теплоснабжения, и отменяя данное решение, исходил из того, что демонтаж обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Подпунктом "в" пункта 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года, предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статьей 28 Жилищного кодекса РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Демонтаж обогревающих элементов от централизованной системы отопления многоквартирного дома представляет собой изменение инженерных сетей и оборудования, является переустройством, которое должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства.
На момент работ по переустройству в принадлежащем ФИО1 жилом помещении действовал Жилищный кодекс РСФСР, в соответствии с частью 1 статьи 84 которого, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В силу Ведомственных строительных норм "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86(р), утвержденных приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности.
В период произведенного истцом переустройства жилого помещения путем демонтажа отопительных приборов, порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в домах жилищного фонда всех форм собственности в Приморском крае регулировался постановлением Губернатора Приморского края от 26.02.1997 N 78, которым утверждено Примерное положение, определяющее порядок оформления документов при проведении переустройств и перепланировок жилых и нежилых помещений в домах жилищного фонда всех форм собственности.
Разделом 2 Примерного положения определено, что оформление документов, разрешающих проведение каких-либо перепланировок (пробивка проемов в стенах и перекрытиях, увеличение эксплуатационных нагрузок, пристройки, надстройки, изменение внутренних перегородок, реконструкция балконов, лоджий, любое изменение инженерных сетей и др.) производится в следующем порядке:
необходимо получить строительное разрешение в администрации муниципального образования города, района;
согласовать предполагаемые перепланировки и переустройства с жильцами дома, чьи интересы это затрагивает;
заказать проектно-сметную документацию по перепланировке и переустройству в соответствии с действующими нормами проектной организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности;
согласовать проектно-сметную документацию с межведомственной комиссией города, района;
заключить договор с жилищно-эксплуатационной организацией на отключение систем холодного, горячего водоснабжения и отопления с последующим сбросом воды из систем во время их переустройства, а также на вывоз сверхнормативного строительного мусора и использование лифта;
составить акт о приемке в эксплуатацию перестроенного помещения, подписанный комиссией в составе представителей жилищно- эксплуатационной организации, строительной подрядной организации, бюро технической инвентаризации;
обратиться в бюро технической инвентаризации для внесения производственных изменений в составе жилищного фонда и получения копии плана в срок не более месяца со дня окончания работ;
уведомить жилищно-эксплуатационные организации о перепланировке или переустройстве и представить копию плана в бюро технической инвентаризации с учетом произведенных изменений в перепланировке и акт приемки в эксплуатацию.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего спора, акт о приемке в эксплуатацию законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, подписанный комиссией, не составлялся, изменения в технический паспорт на жилое помещение по окончанию переустройства уполномоченным органом не вносились.
Из представленного ФИО1 разрешения N б/н от 06.08.2002, выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации ЗАТО г. Большой Камень на выполнение строительно-монтажных работ - реконструкции квартиры и хозяйственных построек по адресу "адрес", не следует, что указанное разрешение выдано на демонтаж системы отопления. В квартире истца проведены в разное время иные работы по перепланировке и реконструкции (в частности балкона).
Сам по себе демонтаж системы отопления силами управляющей организации по инициативе собственника жилого помещения не свидетельствует о соблюдении установленной законом процедуры об отказе от услуги по отоплению жилого помещения.
В соответствии с пунктами 4, 14 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома.
Потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п.9 ст.2).
Отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Наличие у истца собственной системы автономного отопления жилого помещения не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Квартира истца расположена на четвертом этаже пятиэтажного жилого дома, при этом имеются стояки отопления, проходящие транзитом, таким образом, жилое помещение, принадлежащие истцу, является встроенным, т.е. частью многоквартирного дома, в котором имеется центральное отопление, истец потребляет тепловую энергию через систему отопления, к элементам которой относятся стояки внутридомовой системы теплоснабжения.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении. Судебная коллегия суда кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.