Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Шевцовой Т.С, судей Куратова А.А. и Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления охраны объектов культурного наследия Правительства края к КГКУ "Краевой имущественный комплекс", ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47 о понуждении к исполнению обязательства в области сохранения, использования популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре
по кассационной жалобе КГКУ "Краевой имущественный комплекс" на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, выслушав объяснения представителя Мирончика А.В. - Беленькой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края обратилось в суд первоначально с названным иском к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, Министерству обороны РФ, управляющей компании ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие".
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Солодовникова Г.А, Зданович М.В, Никонова О.А, Платковская Г.И, Овечкина Л.В, Петлеваный А.С, Рудакова О.А, Сало Д.П, Ивакова О.В, Миронов Р.О, Котельников А.В, Коваленко С.В, Коваленко О.В, Коваленко В.К, Архипова Е.В, Еращенко В.Т, Королева Т.В, Панфилов О.В, Кузовкова М.Н, Воронцов Д.В, Мирончик А.В, Фриновский Д.С, Абдуллина А.В, Рыбина А.Д, Кравченко А.А, Зайцева Е.М, Корда А.С, Николаева А.А, Галютина А.А, Максименко Ю.Ю, Спиридонова А.С, Гладких Н.Г, Толокнова В.И, Толокнова Л.И, Сластников А.А, Сластникова Т.М, Удовенко Е.Н, Дворянчикова Н.П, Летнев П.А, Макарова З.А, Леонов А.С, Лесечко Ю.В, Малышевская Л.Г, Малышевская М.В, Малышевская Н.И, Малышевский Г.И, Холин С.И, Асонова А.С, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены НО "Региональный оператор-фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", Правительство Хабаровского края, министерство имущественных отношений Хабаровского края, администрация г. Хабаровска.
Процессуальные статусы ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие", ФГКУ Дальневосточное ТУИО МО РФ, Министерства обороны РФ изменены на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Уточнив исковые требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края просило суд возложить обязанность на КГКУ "Краевой имущественный комплекс", Солодовникову Г.А, Зданович М.В, Никонову О.А, Платковскую Г.И, Овечкину Л.В, Петлеваного А.С, Рудакову О.А, Сало Д.П, Ивакову О.В, Миронова Р.О, Котельникова А.В, Коваленко С.В, Коваленко О.В, Коваленко В.К, Архипову Е.В, Еращенко В.Т, Королеву Т.В, Панфилова О.В, Кузовкову М.Н, Воронцова Д.В, Мирончика А.В, Фриновского Д.С, Абдуллину А.В, Рыбину А.Д, Кравченко А.А, Зайцеву Е.М, Корда А.С, Николаеву А.А, Галютину А.А, Максименко Ю.Ю, Спиридонову А.С, Гладких Н.Г, Толокнову В.И, Толокнову Л.И, Сластникова А.А, Сластникову Т.М, Удовенко Е.Н, Дворянчикову Н.П, Летнева П.А, Макарову З.А, Леонова А.С, Лесечко Ю.В, Малышевскую Л.Г, Малышевскую М.В, Малышевскую Н.И, Малышевского Г.И, Холина С.И, Асонову А.С. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить получение в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Военно-аптечный склад", 1892-1984 годов, до 1907 года, 1909 года, по "адрес" в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, в течение трех лет - на основании согласованной управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края проектной документации обеспечить выполнение работ по сохранению указанного объекта.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены в части.
На КГКУ "Краевой имущественный комплекс" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить получение в управлении охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Военно-аптечный склад", 1892-1984 годов, до 1907 года, 1909 года, по "адрес"; в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на проведение работ по сохранению указанного объекта; в течение трех лет - на основании согласованной управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края проектной документации обеспечить выполнение работ по сохранению указанного объекта. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе КГКУ "Краевой имущественный комплекс" ставится вопрос об отмене судебных постановлений, принятии нового судебного постановления.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От КГКУ "Краевой имущественный комплекс" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, поступивших возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно подпункту 9 пункта 2 той же статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных Законом N 73-ФЗ, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, но и предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. При этом пунктом 13 статьи 47.6 Закона N 73-Ф3 предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом.
Как следует из судебных актов, здание "Военно-аптечный склад" по "адрес", является многоквартирным домом и решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 20 августа 1993 года N 172 "Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране", признано памятником истории и культуры краевого значения, подлежащим государственной охране, включено в Список памятников архитектуры краевого значения, подлежащих государственной охране на основании постановлений краевой Думы от 31 июля 1997 года N 182.
Указанный объект в 2007 году был передан в собственность муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" за исключением функциональных (подвальных) помещений, которые остались в ведении Министерства обороны и были закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ Дальневосточное ТУИО МО РФ.
Управление многоквартирным домом с 2007 года осуществляет ООО "РЭП".
26 апреля 2017 года приказом Министерства культуры РФ N 8841-р указанное здание зарегистрировано в качестве объекта культурного наследия регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему реестрового номера N 271410077000005.
Распоряжением Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 13 ноября 2017 года N 94 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца указанного объекта.
Приказом заместителя Министерства обороны РФ от 17 мая 2021 года N 422 функциональные помещения здания были переданы в государственную собственность Хабаровского края, о чем 24 мая 2021 года составлен передаточный акт, на основании распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 10 августа 2021 года N 1055 указанные помещения внесены в реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ "Краевой имущественный комплекс".
Установив, что памятник истории и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, однако представляет историческую и культурную ценность ценность, КГКУ "Краевой имущественный комплекс" не исполняет принятые на себя в соответствии с заключенным охранным обязательством, обязанности по его сохранению и выполнению определенных в нем мероприятий, суды в соответствии со статьями 166-168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 9.2, 31, 33, 40, 45, 47.2, 47.3, 47.6, 56.1 Закона N 73-ФЗ, Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утверждённого приказом Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 года N 2625, правомерно удовлетворили требования Управления, возложив обязанность провести соответствующие действия по сохранению объекта на КГКУ "Краевой имущественный комплекс", как на лицо, предметом деятельности которого является управление объектами краевой государственной собственности, закрепленных за учреждением.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и являющихся достаточным основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, приведенные в жалобе доводы не подтверждают.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, Девятый кассационный суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ "Краевой имущественный комплекс" - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.