Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 февраля 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 11 марта 2022 года, акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Безденежных Ю.Ю. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.
В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно подпунктам 36, 39, 42 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1638 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны:
- принимать меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта транспортной инфраструктуры;
- обнаруживать на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) её части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или её часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра;
- принимать меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства, в том числе на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, путём: осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, её частей, критических элементов; осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; осуществления контроля передвижения физических лиц, транспортных средств, перемещения материальных объектов в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, её частях, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; использования технических средств обеспечения транспортной безопасности; реагирования на подготовку или совершение акта незаконного вмешательства, а также незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных лицах, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение акта незаконного вмешательства, обо всех обнаруженных и распознанных оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение.
Согласно подпунктам 1 и 6 пункта 12 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны принимать меры по недопущению проникновения нарушителя, оснащённого в том числе специальными техническими средствами, в перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путём постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации) с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, согласно письму Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ N объекту транспортной инфраструктуры "Объединённый грузовой район" присвоена третья категория и реестровый номер N.
В Ванинскую транспортную прокуратуру из отдела в рабочем посёлке Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю поступила информация о неудовлетворительном состоянии антитеррористической защищённости объекта транспортной инфраструктуры АО "Порт Ванино" "Объединённый грузовой район" выявлен факт неисполнения субъектом транспортной инфраструктуры АО "Порт Ванино" Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ, Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1638.
В ходе проведения проверки установлено, что 11 ноября 2021 года в период времени с 17 часов 00 минут до 17 часов 40 минут АО "Порт Ванино", расположенное по адресу: Хабаровский край, посёлок Ванино, улица Железнодорожная, дом N 1, выявлено несоблюдение требований законодательства, а именно:
- допущено проникновение двух условных нарушителей в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Объединённый грузовой район" через участок поваленного забора в районе пирса N, минуя установленные контрольно-пропускные пункты (нарушение подпункта 36 пункта 5 Требований);
- на контрольно-пропускном пункте N на границе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не был обнаружен предмет, который запрещён для перемещения в зону транспортной безопасности (муляж взрывного устройства, находящийся при условных нарушителях) (нарушение подпункта 39 пункта 5 Требований);
- незаконно проникшие условные нарушители беспрепятственно передвигались по территории объекта транспортной инфраструктуры, осуществили закладку тест-предмета у здания управления складов, после чего также беспрепятственно передвигались по территории объекта до остановки их на КПП N (нарушение подпункта 42 пункта 5 Требований);
- не приняты меры по недопущению проникновения нарушителя, оснащённого, в том числе, специальными техническими средствами, в перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (в нарушение подпункта 1 пункта 12 Требований);
- не выявлены нарушители, а также подготовка к совершению акта незаконного вмешательства путём постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации) с технических средств обеспечения транспортной безопасности, что свидетельствует об отсутствии постоянного непрерывного контроля работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации) с технических средств обеспечения транспортной безопасности (в нарушение подпункта 6 пункта 12 Требований).
Постановлением административного органа от 28 апреля 2021 года, вступившим в законную силу, АО "Порт Ванино" привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица АО "Порт Ванино" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поскольку юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе об отсутствии вины юридического лица, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Постановление о привлечении АО "Порт Ванино" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 1 февраля 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт", оставить без изменения, жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.