Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Ненашевой Е.Н., рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания частную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на определение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 апреля 2022 года об отсрочке исполнения решения Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2021 года по административному делу N 3а-86/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании не действующими в части приказов Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
решением Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 марта 2022 года, частично удовлетворены административные исковые требования публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь") о признании не действующими в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29 декабря 2016 года N 9-э, приказа от 31 марта 2021 года N 3-э.
Указанным же решением на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими.
23 марта 2022 года Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда, ссылаясь на выбытие с 15 марта 2022 года из состава коллегиального органа представителя совета рынка, присутствие которого в составе Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия при принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в силу закона является обязательным. В той связи просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до назначения на указанную должность нового представителя.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия заявление удовлетворено, Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия предоставлена отсрочка исполнения решения Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2021 года по административному делу N 3а-86/2021 в части возложения обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта до момента назнеачения на должность представителя Ассоциации "НП Совет рынка" и проведения необходимых уведомительных процедур для проведения заседания Правления Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, но не позднее 22 июня 2022 года.
В частной жалобе ПАО "Россети Сибирь" просит об отмене постановленного судебного акта и вынесении нового определения об отказе в удовлетворении заявления административного ответчика, ссылаясь на несоответствие выводов суда о возникновении исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению в настоящее время решения суда. По мнению административного истца, отсутствие в составе коллегиального органа представителя совета рынка не является препятствием для принятия заменяющего нормативного правового акта, поскольку допускает возможность участия в заседании Правления иных лиц из числа его членов, в количестве, необходимом для признания кворума состоявшимся.
Относительно доводов частной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Республики Хакасия, а также Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия представлены письменные возражения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Проверив административный материал, изучив доводы частной жалобы и поступивших на нее возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения Верховного Суда Республики Хакасия, считая его правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно приведенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснениям, по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 97 для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек.
В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав коллегиального органа с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Аналогичные положения содержатся в п. 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года N 175.
Верно истолковав и применив приведенные законоположения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики участие в составе коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам представителя от совета рынка является обязательным и свидетельствует о правомочности этого органа.
Из материалов дела следует, что письмом от 1 марта 2022 года N СР-02/22-934 Ассоциация "НП Совет рынка" уведомила Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о прекращении полномочий представителя Ассоциации "НП Совет рынка" рынка Шитикова В.Н. в коллегиальном органе - Правлении Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия с 15 марта 2022года, в связи с чем приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 марта 2022 года N 15-од в состав Правления Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия внесены изменения.
По состоянию на дату вынесения обжалуемого определения Ассоциацией "НП Совет рынка" кандидатура представителя ассоциации в коллегиальном органе Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия утверждена не была.
При указанных обстоятельствах, удовлетворяя заявление о представлении отсрочки исполнения решения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие в составе Правления Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия представителя совета рынка исключает для административного ответчика возможность принятия нормативных правовых актов по вопросам установления цен (тарифов) в области электроэнергетики до момента назначения на указанную должность нового представителя.
Довод частной жалобы о наличии для принятия таких решений кворума в условиях имеющихся в составе Правления восьми иных его членов в данном случае основан на ошибочном толковании норм права, поскольку оценка наличия кворума в работе коллегиального органа возможна исключительно в отношении правомочного состава последнего.
Судом первой инстанции ошибок в применении и толковании норм процессуального права не допущено, доводы частной жалобы основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного определения.
Дополнительно к указанным обстоятельствам суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящее время решение Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2021 года в части возложения на административного ответчика принять заменяющий нормативный правовой акт исполнено путем принятия 21 июня 2022 года Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия приказа N 3-э "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Хакасия".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий Ненашева Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.