Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 15 февраля 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 11 февраля 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Атрошенко В.В. - Пичугиной И.Н. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, по встречному административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области о признании требования незаконным (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-108/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца ИФНС России N 6 по Московской области Дмитриевой Е.А, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по г. Ногинску Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к Атрошенко В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 15 956 рублей, пени - 71 руб. 53 коп, по земельному налогу за 2018 год в размере 755 260 рублей, пени - 3386 руб. 09 коп, задолженности по налогу на имущество за 2016 год в размере 61 761 рублей, пени - 276 руб. 90 коп, за 2017 год в размере 92 641 рубля, пени - 415 руб. 34 коп, за 2018 год в размере 101 905 рублей, пени - 456 руб. 87 коп, всего - 1 032 129 руб. 73 коп.
Требования мотивировала тем, что Атрошенко В.В, будучи собственником иного строения, помещения, сооружения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", часть здания, а также земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", своевременно не исполнил обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество.
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании незаконным требования по состоянию на 24 декабря 2019 года N 74125 в части начисления налога на имущество в размере 1 063 863 рублей, мотивируя требование тем, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером N ему не принадлежит, а объект незавершенного строительства с кадастровым номером N объектом недвижимого имущества не является, с 2002 года отсутствует как объект, что установлено экспертным исследованием от 20 января 2021 года N ЭИ-10/з1, актом осмотра кадастрового инженера от 4 декабря 2020 года, ввиду чего начисление налога на эти объекты неправомерно.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 ноября 2021 года, с Атрошенко В.В. предъявленные суммы взысканы.
В удовлетворении встречного иска Атрошенко В.В. к ИНФС России по г. Ногинску Московской области о признании требования незаконным отказано.
В кассационной жалобе представителя Атрошенко В.В. - Пичугиной И.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании сведений, предоставленных в рамках статьи 85 НК РФ из регистрирующего органа, Атрошенко В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ - собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, в ЕГРН записей о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N отсутствуют.
В связи с установленными обстоятельствами в отношении последнего объекта недвижимости налоговой инспекцией 16 апреля 2021 года произведен перерасчет налога на имущество в сторону уменьшения за 2018 год на сумму 366 194 рубля, за 2019 год - на сумму 402 814 рублей, начисления налога за 2017 год аннулированы, ввиду невозможности произвести перерасчет налога за 2016 год налоговым органом направлено письмо в УФНС по Московской области о перерасчете налога за 2016 год в связи со снятием объекта с налогового учета на сумму 221 936 рублей.
По изложенным основаниям в удовлетворении встречного искового требования отказано.
Также судами установлено, что в адрес Атрошенко В.В. направлялось налоговое уведомление от 4 декабря 2019 года N 257193 об уплате земельного налога за 2017-2018 годы, налога на имущество за 2016-2018 годы по объекту недвижимости с кадастровым номером N, требование от 24 декабря 2019 года N 74125 о необходимости уплаты в срок до 3 февраля 2020 года земельного налога, налога на имущество, а также пени по ним.
Определением мирового судьи судебного участка N 183 района Очаково-Матвеевское г. Москвы от 27 мая 2020 года отменен судебный приказ от 21 апреля 2020 года о взыскании с Атрошенко В.В. земельного налога за 2017-2018 годы, налога на имущество за 2016-2018 года и пени по ним.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования налоговой инспекции, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности предъявленных требований в уточненном варианте.
В жалобе приводятся доводы о том, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения статьи 46 Налогового кодекса РФ, так как с 2009 года Атрошенко В.В. является индивидуальным предпринимателем, принадлежащий ему земельный участок общей площадью 29000 кв.м. с очевидностью не предназначен для индивидуального пользования им самим, видом разрешенного использования данного земельного участка является "обслуживание части здания ДСК склада готовой продукции". Участок предоставлен административным истцом юридическому лицу в аренду. В отношении земельного участка при расчете земельного налога применена ставка 1, 5%, что свидетельствует об экономическом характере его использования.
Приведенный довод не влечет отмену судебных актов.
Статья 46 Налогового кодекса РФ регулирует порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств.
Как было указано выше, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, а индивидуальные предприниматели не выделены в качестве плательщиков земельного налога и уплачивают налог как физические лица.
При этом размер земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N определен верно из налоговой ставки в 1, 5%, соответствующей виду разрешенного использования "для обслуживания части здания ДСК склад готовой продукции", установленной решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" от 25 октября 2007 года N 7/23 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области".
В этой связи несостоятельны доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд применительно к положениям статьи 46 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговой инспекцией указанный шестимесячный срок обращения в суд со дня вынесения определения от 27 мая 2020 года об отмене судебного приказа (л.д. 8) до дня обращения в суд с настоящим исковым заявлением 14 сентября 2020 года (л.д. 3) соблюден.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются обоснованными и законными, выводы суда соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Атрошенко В.В. - Пичугиной И.Н. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 1 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Атрошенко В.В. - Пичугиной И.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.