Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 20 апреля 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя АНО "Центр антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси-Интернешнл-Р" Машанова Г.В. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 октября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси-Интернешнл-Р" к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре Российской Федерации об оспаривании требования об удалении персональных данных (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-44/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного истца АНО "Центр антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси-Интернешнл-Р" Абашиной Е.В, представителя административных ответчиков Роскомнадзора Коваленко Т.А, судебная коллегия
установила:
В адрес Роскомнадзора поступило обращение заместителя генерального директора АО "ДОМ.РФ" Филиппова Д.С. о неправомерном распространении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" и членов их семей (генерального директора, заместителей генерального директора и главного бухгалтера) на интернет-странице https://declarator.org/office/4010.
По факту размещения персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" в адрес АНО "Центр "ТИ-Р" Роскомнадзор 31 августа 2020 года направил письмо о предоставлении информации о правовых основаниях размещения персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" на указанной Интернет-странице, а в случае отсутствия правовых оснований - принятии мер, направленных на удаление персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" с Интернет-страницы https://declarator.org/office/4010.
Поскольку ответ организации от 2 сентября 2020 года N 190-3/20 не содержал сведений о наличии согласия работников АО "ДОМ.РФ" на распространение их персональных данных, Роскомнадзор на основании пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года, материалы по результатам рассмотрения обращения направил в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу для составления протокола об административном правонарушении по статье 13.11 КоАП РФ.
АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании требования об удалении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" со страницы сайта в сети "Интернет" https://declarator.org/office/4010, выраженное в письме от 31 августа 2020 года N 08-50868, незаконным.
Требования мотивировал тем, что декларации, размещенные на сайте проекта "Декларатор", в том числе на странице https://declarator.org/office/4010, получены АНО "Центр "ТИ-Р" из общедоступных источников, то есть с официальных сайтов соответствующих организаций, где они первоначально были раскрыты и распространялись. АНО "Центр "ТИ-Р" является некоммерческой организацией, основной целью которой является оказание услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучением общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных. Для достижения указанной цели административный истец запустил и поддерживает онлайн-проект "Декларатор", размещенный на одноименном сайте в сети "Интернет" declarator.org. Указанный проект является общедоступной базой сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц, которые разрозненно публикуются соответствующими государственными органами и организациями на своих официальных сайтах как мера противодействия коррупции в рамках Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции". Ввиду того, что государственных органов и организаций и их сайтов много, а единого сайта для публикации всех деклараций нет, для повышения прозрачности и облегчения анализа антикоррупционных деклараций был создан проект "Декларатор" и соответствующий сайт в сети "Интернет", который в полной мере отвечает основным принципам противодействия коррупции в РФ как публичность и открытость деятельности государственных органов и организаций, сотрудничество государства с институтами гражданского общества.
Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц соответствующие органы и организации публикуют самостоятельно на своих официальных сайтах. В свою очередь, исключительно на основании собранных сведений формируется каталог проекта "Декларатор" с указанием ссылки на источник данной общедоступной информации. В рамках указанного проекта на веб-сайте declarator.org объединяются и представляются в удобном для граждан формате сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц, публикуемых в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих органов и организаций, в том числе на основании и в порядке Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Обработка в данном случае персональных данных без согласия субъектов согласуется с целями и предметом деятельности организации и соответственно с целями обработки персональных данных. Кроме того, Роскомнадзором нарушен порядок проведения мероприятий по контролю, установленный Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N146. Учитывая, что антикоррупционные декларации, размещенные на сайте административного истца, получены с официального сайта соответствующей организации, где они первоначально были опубликованы, а в письме Роскомнадзора не приводятся признаки незаконности получения указанных материалов и данных, просьба/требование об удалении соответствующих данных является немотивированным, необоснованным и незаконным.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 октября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований АНО "Центр "ТИ-Р" отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в силу статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется по общему правилу с согласия субъекта персональных данных на такую обработку.
При этом, проанализировав положения пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" о размещении лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части первой настоящей статьи, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальных сайтах соответствующих органов, а также Устав АНО "Центр "ТИ-Р", основной целью которой является организация услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучением общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения последствий и наказания виновных, сопоставив эти цели, суды указали, что администратором Интернет-ресурса declarator.org/office/4010 обработка персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" осуществляется в целях, отличных от заявленных на этапе их сбора.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций о несовместимости целей сбора и целей последующей обработки персональных данных, в кассационной жалобе указывается, что суды неправильно применили положения части 2 статьи 5 Закона N 152-ФЗ во взаимодействии с положениями Закона N 273-ФЗ, не установив при этом конкретной цели сбора спорных персональных данных и не соотнеся её с целями обработки персональных данных административным истцом.
Эти доводы несостоятельны.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно статье 5 данного Закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе (часть 1).
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (часть 2).
Как следует из содержания Устава АНО "Центр "ТИ-Р" применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ, целью обработки, включая сбор, персональных данных является проведение научно-исследовательских, аналитических работ, изучение общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения последствий и наказания виновных, в то время, когда относительно установленных обстоятельств по делу обработка персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" осуществляется в иных целях, не связанных с заявленной в Уставе организации, что без согласия субъектов персональных данных противоречит положениям Закона N 152-ФЗ.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что при рассмотрении обращения Филиппова Д.С. не применены положения части 1.1. статьи 23 Закона N 152-ФЗ и Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N146.
В соответствии с частью 1.1. статьи 23 Закона N 52-ФЗ, действовавшего на период спорных правоотношений, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 53 Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N146, проверка проводится по заданию руководителя Роскомнадзора или его территориального органа по итогам рассмотрения докладной записки.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения о Роскомнадзоре последний с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения, имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Пункты 1 и 3 части 3 статьи 23 Закона N 152-ФЗ предусматривают, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.
Из содержания пункта 6 статьи 8 Закона N 273-ФЗ следует, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах соответствующих организаций без согласия субъектов персональных данных. В иных случаях предусмотрено наличие согласия.
В рассматриваемом случае при установленных обстоятельствах об обработке административным истцом персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" без их согласия соответствующие меры Роскомнадзором предприняты в пределах своей компетенции.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным требования об удалении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ".
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя АНО "Центр антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси-Интернешнл-Р" Машанова Г.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.