город Москва 17 июня 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Смирнова Е.Д, рассмотрев в порядке статьи 327.1 КАС РФ материал по поступившей 13 мая 2022 года (направленной почтой 5 мая 2022 года) в суд первой инстанции кассационной жалобе Савостьянова С.В. на определение судьи Перовского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решений/протоколов об итогах выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации; апелляционное определение судьи Московского городского суда от 17 ноября 2021 года (присвоенный судом первой инстанции номер материала Ма-1060/2021),
УСТАНОВИЛА:
Савостьянов С.В. обратился в Перовский районный суд города Москвы с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии N 1131 района Новокосино города Москвы, в котором просил признать недействительными решения/протоколы УИК N 1131 об итогах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, прошедших 19 сентября 2021 года и отменить их.
Определением судьи Перовского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Московского городского суда от 17 ноября 2021 года, в принятии административного искового заявления Савостьянова С.В. отказано.
В кассационной жалобе Савостьянова С.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся определений от 4 октября 2021 года и 17 ноября 2021 года.
В силу положений статьи 327.1 КАС РФ рассмотрение настоящей кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не установлено.
Изучив материал, доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Глава 24 КАС РФ регулирует порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, который предоставляет избирателям, участникам референдума право оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (часть 1 статьи 239 КАС РФ).
На основании части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с частью 16 статьи 239 КАС РФ избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
В силу пунктов 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 128 КАС РФ пришел к выводу о том, что Савостьянов С.В. не наделен правом оспаривания результатов голосования на избирательном участке N 1131, поскольку он участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в качестве кандидата в депутаты не принимал, а указанный им адрес места жительства не относится к территории, на которую распространяются полномочия УИК N 1131, следовательно, он не наделен правом оспорить итоги голосования на данном участке как избиратель.
С указанными выводами согласился судья Московского городского суда, указав на то, что оспариваемые административным истцом решения непосредственно не затрагивают его права.
Между тем, выводы нижестоящих судебных инстанций об отсутствии правомочия у Савостьянова С.В. на оспаривание итогов голосования на данном избирательном участке являются преждевременными. Так, в описательно-мотивировочной части определения судья Перовского районного суда города Москвы указал, что местом жительства Савостьянова С.В. является адрес: Москва, "адрес", "адрес", который к территории УИК N 1131 района Новокосино города Москвы не отнесен.
Вместе с тем данный адрес указан Савостьяновым С.В. в исковом заявлении, как адрес для направления почтовой корреспонденции, что не может безусловно свидетельствовать о регистрации административного истца по месту жительства по данному адресу.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (часть 4.1).
При таком положении правовое значение для разрешения вопроса о полномочии избирателя на оспаривание решений участковой избирательной комиссии имеет установление избирательного участка, на котором он голосовал, а не адрес места его жительства.
В частной жалобе Савостьянов С.В. указывал на то, что он голосовал на избирательном участке, который относится к территории УИК N 1131, однако данный довод судьей Московского городского суда остался без внимания.
С учетом того, что в силу части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, суду первой инстанции надлежало принять административное исковое заявление (при отсутствии других оснований для отказа в его принятии либо оставления без движения) к своему производству и установить правомочие Савостьянова С.В. на обращение в суд с административными исковыми требованиями к участковой избирательной комиссии N 1131 района Новокосино города Москвы.
При таких обстоятельствах определение судьи Перовского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судьи Московского городского суда от 17 ноября 2021 года подлежат отмене, а административное исковое заявление - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда по правилам статьи 127 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение судьи Перовского районного суда города Москвы от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судьи Московского городского суда от 17 ноября 2021 года отменить.
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решений/протоколов об итогах выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации направить в Перовский районный суд города Москвы для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда по правилам статьи 127 КАС РФ.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.