Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурмановского межрайонного прокурора в интересах Соколовой Елены Евгеньевны к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав граждан (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-837/2021)
по кассационной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 февраля 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Департамента социальной защиты населения Ивановской области Ивиной А.И, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хатовой В.Э, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Соколовой Е.Е, обратился в суд с иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району (далее - ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району), в котором просил признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Соколовой Е.Е. сумм, причитающихся ей ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг незаконными, вернуть Соколовой Е.Е. удержанные с октября 2020 г. денежные средства причитающихся денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 февраля 2022 года, исковые требования удовлетворены. На ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району возложена обязанность вернуть Соколовой Е.Е. удержанные с октября 2020 года денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В кассационной жалобе руководитель ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району Груздева О.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что необоснованно полученные средства в качестве ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг взыскиваются в судебном порядке только при отказе лица, не имеющем в дальнейшем права на получение данных выплат в последующие месяцы, добровольно возвратить необоснованно полученные денежные средства. Поскольку Соколова Е.О. не утратила право на получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг в последующие месяцы, Управлением был произведен зачет переплаты в счет будущих выплат. Следовательно, действия Управления являются правомерными и не противоречат нормам действующего законодательства.
Кроме того, заявитель ссылается на пункт 3.13.2 Административного регламента, который прямо указывает уполномоченному органу на необходимость подготовки обращения к заявителю с предложением добровольного возмещения денежных средств лишь в случае отсутствия права заявителя на дальнейшее получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг. При наличии права у заявителя на дальнейшее получение ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг - уполномоченный орган ограничивается лишь уведомлением заявителю об удержании переполученных денежных средств из будущих выплат. Таким образом, доводы о том, что Соколова Е.Е. не давала согласие на осуществление удержаний, заявитель жалобы полагает необоснованными, поскольку получение согласия от получателя выплаты законодательством не предусмотрено.
Также ссылается на то обстоятельство, что в данном случае отношения между Управлением и Соколовой Е.Е. находятся в рамках правового регулирования Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, а также принятых подзаконных нормативных правовых актов Ивановской области. Данные нормативные правовые акты содержат прямые нормы, регулирующие порядок удержания излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем, применение судами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации представляется необоснованным.
От прокурора прокуратуры Ивановской области, участвующего в деле, Куприяновой М.С. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Соколова Е.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
ФИО9 зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес", вместе со своей матерью ФИО1
Согласно выписке из ЕГРН собственниками квартиры по адресу: "адрес", являются ФИО11, ФИО1, по 1/2 доле в праве общей долевой собственности каждая на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 02.03.1999.
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от 21.01.2009 Соколовой Е.О. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории семьи с детьми-инвалидами с 01.01.2009 по 31.01.2011 в размере 778, 39 рублей - отопительный сезон и 401, 46 рублей не отопительный сезон.
09.09.2020 Соколова Е.Е. обратилась в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с новыми услугами.
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в ходе рассмотрения заявления Соколовой Е.Е. от 09.09.2020 о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установив, что с момента назначения данной выплаты изменялся круг лиц, зарегистрированных в квартире, имелся факт установки счетчиков потребления холодной воды и водоотведения, был установлен котел-колонка повышенной комфортности, введены новые услуги, произвело корректировку объемов потребления и выполнив расчет, установило, что в период с 01.07.2013 по 31.10.2020 имелась переплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 43582, 71 руб.
В связи с тем, что в результате несвоевременного сообщения Соколовой Е.Е. об обстоятельствах, влияющих на изменение размера предоставляемой выплаты, возникла переплата, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району 15.10.2020 приняло решение N 634 о перерасчете размера ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 43582, 71 руб. и стало удерживать средства ежемесячной выплаты в счет погашения указанной переплаты.
По данным фактам Фурмановский межрайонный прокурор обращался в адрес ТУЗСН по Фурмановскому муниципальному району с представлением об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав отдельных категорий граждан, которое было оставлено без удовлетворения.
Правовая позиция прокурора сводилась к тому, что у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих в том числе к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки в том числе инвалидами, к которым относится Соколова Е.Е. Нормы регионального законодательства не позволяют при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, несмотря на то, что законодательством прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается задолженность (переплата), учитывая положения о сроках исковой давности можно прийти к выводу, что данный срок составляет три года со дня, когда ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Однако ТУСЗН по Фурмановскому району удержание с Соколовой Е.Е. выявленных сумм переплат производится не за три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о наличии переплаты, то есть с момента принятия решения о перерасчете размера выплаты, а за период с 01.07.2013 по 31.10.2020, что ухудшает гражданские права Соколовой Е.Е.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 1, 11, 15, 20, 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 329-п, п.3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 N 13.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Соколова Е.Е. согласия на удержание излишне выплаченных ему ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давала, решения суда о взыскании с Соколовой Е.Е. переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено соответствующими федеральными законами (Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Статьей 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 N 132-03 "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области.
Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.
Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 329-п (далее-Правила) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании, в том числе, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из п. 11 Правил в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.
Пунктом п. 15 Правил предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.
Получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 N 13 (далее - Административный регламент), основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 3.13.7 Административного регламента, расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.
Доводы ответчика о безальтернативности способа (только путем удержания) возвращения от гражданина, несвоевременно исполнившего обязанность по предоставлению сведений об изменении обстоятельств, влияющих на размер выплаты, при сохранении им права на последующие выплату получателя денежных средств противоречит целям социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и не приводит к защите их прав, учитывая, что применение данного подхода ведет к дисбалансу между гражданами, которые сохранили право на получение выплат и гражданами, которыми данное право утрачено. Как верно отмечено прокурором, последняя категория граждан сохраняет право заявления о применении срока исковой давности с учетом наличия у органов социальной защиты населения обязанности на межведомственное взаимодействие, чего при самостоятельном удержании переплаты лишена иная категория граждан, которым пересчет может быть осуществлен без какого-либо ограничения срока (п. 35 Правил в редакции, действующей до декабря 2021 года).
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора с учетом правового статуса Соколовой Е.Е. как инвалида и ветерана труда пришел к правильному выводу о том, что она имела право на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г, поэтому полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными не являются.
Суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции такие заслуживающие внимания обстоятельства для разрешения спора, как правовой статус Ц, перемену ее места жительства в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), отсутствие ее согласия на удержание из назначенной по новому месту жительства компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг выплаченных сумм компенсации по прежнему месту жительства, не устанавливал, не выяснял причин несвоевременного информирования Ц. органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, в котором даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, удержание у Соколовой Е.Е. в счет будущей выплаты, денежных средств, которые, по мнению ответчика, были необоснованно получены в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с ее согласия. Соколова Е.Е. такого согласия не давала, в связи с чем взыскание данной переплаты должно производиться в судебном порядке.
Также являются необоснованными доводы жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения ст. 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020 года, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся инвалиду в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.