Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Ширяевой Эльвиры Владимировны к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову о взыскании недоплаченных сумм компенсации в связи с расторжением служебного контракта, компенсацию за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсацию за задержку выплат, компенсацию морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3697/2021)
по кассационной жалобе Инспекции ФНС России по городу Тамбову на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 марта 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя ИФНС России по г. Тамбову по доверенности Веденконой С.Н, Качкиной Е.А, Черкасовой В.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Ширяевой Эльвиры Владимировны, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ширяева Э.В. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тамбову, в котором просила взыскать: невыплаченную сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 78470, 91 руб.; недоплаченную сумму компенсации за 32 календарных дня неиспользованного отпуска в размере 21425, 50 руб.; невыплаченное денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске: в июне 2021 года в размере 10752, 22 руб, в сентябре 2020 - в размере 12877, 83 руб.; компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.; проценты за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 9962, 62 руб.
Кроме того, просила возложить обязанность на ответчика самостоятельно рассчитать и осуществить выплату процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что Ширяева Э.В. с 10.05.1994 по 14.07.2021 проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Тамбову, с 01.04.2005 замещала должность заместителя начальника отдела выездных проверок.
С 14.07.2021 была уволена с указанной должности в связи с сокращением по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и ответчиком произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 указанного Федерального закона в сумме 105 121 руб. из расчета месячного денежного содержания 26 280, 25 руб, и денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 32 календарных дней в соответствии с пунктом 13 статьи 46 указанного Федерального закона в размере 27316, 16 руб. из расчета месячного денежного содержания 25011, 25 руб.
Считает указанный расчет незаконным, поскольку ответчиком при расчете сумм, подлежащих выплате, не учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования за период с 2020 по 2021 год.
По мнению истца, материальное стимулирование, выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в обязательном порядке входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска. Ширяева Э.В. утверждает, что незаконными действиями ответчика ей причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в частых головных болях, бессоннице и депрессии.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Владимире, Министерство финансов Российской Федераици.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года исковые требования Ширяевой Э.В. удовлетворены частично.
С ИФНС России по городу Тамбову в пользу Ширяевой Э.В. взысканы невыплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 78 470, 91 руб.; невыплаченная сумма компенсации за 32 календарных дня неиспользованного отпуска в размере 21425, 50 руб.; невыплаченное денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период: с 07.09.2020 по 24.09.2020 в размере 12877, 83 руб, за период с 07.06.2021 по 25.06.2021 в сумме 10752, 22 руб.; проценты за задержку выплат в размере 3 308, 66 руб, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.
Дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года на ИФНС России по г. Тамбову возложена обязанность самостоятельно рассчитать и осуществить выплату процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск с 21.08.2021 по день фактического исполнения решения суда.
Определением суда от 17 января 2022 года устранены описки, допущенные в решении от 13 декабря 2021 года, а именно: считать верным указание в мотивировочной части решения суда после слов: "При увольнении истца с занимаемой должности, ответчиком" правильной даты произведенной выплаты денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - "14.07.2021", а также в том же абзаце после слов "... и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет" правильного количества календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет - "32 календарных дня".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 марта 2022 года решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года в части взыскания процентов за задержку выплат в размере 3 308, 66 руб. и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года отменены, в данной части принято новое решение.
С ИФНС России по городу Тамбову в пользу Ширяевой Э.В. взысканы проценты за нарушение установленного срока выплаты компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 9962, 62 руб.
В удовлетворении исковых требований Ширяевой Эльвиры Владимировны о возложении на ИФНС России по г. Тамбову обязанности самостоятельно рассчитать и осуществить выплату процентов за нарушение установленного срока выплаты компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске на день фактического исполнения решения суда отказано.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник ИФНС России по г. Тамбову Сёмиков В.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Инспекция считает, что основания для взыскания компенсации морального вреда у суда отсутствовали ввиду непредставления доказательств причинения Ширяевой Э.В. нравственных страданий и ухудшение состояния здоровья. Кроме того, ранее выплаченные суммы были исчислены в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, каких-либо требований к ответчику о нарушении своих прав и законных интересов Ширяева Н.С. не предъявляла.
Выражает несогласие с выводами судов о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в связи с чем должно учитываться при расчете. По мнению заявителя жалобы, данный вывод судебных органов носит предположительный характер, учитывая, что положениями ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" установлен закрытый перечень выплат государственным гражданским служащим, который более широкому толкованию не подлежит.
ИФНС России по г. Тамбову полагает, что неисследование судами постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.2020 N843-33, от 22.03.2021 N 440-16, послуживших основанием для принятия решений о выплате материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов сверх фондов оплаты труда в 2020 - 2021 годах, лишило возможности определить юридически значимое обстоятельство - определение правовой природы произведенных истцу ответчиком в спорный период выплат в виде материального стимулирования, что привело к принятию незаконного решения. Учитывая, что названные постановления имеют гриф "секретно", то, такое дело следовало передать на рассмотрение по подсудности в качестве суда первой инстанции в Тамбовский областной суд. В то же время судами этот вопрос должным образом не рассмотрен.
От истца Ширяевой Э.В. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения.
От и.о. начальника филиала ФКУ "ЦОКР" Курпаяниди С.С. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указано на обоснованность доводов кассационной жалобы, а также на то, что принятые по делу судебные постановления подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ширяева Э.В. с 10.05.1994 по 14.07.2021 проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах в различных должностях. Последняя занимаемая Ширяевой Э.В. должность - заместитель начальника отдела выездных проверок (том 1, л.д. 16-28).
Приказом ИФНС России по г. Тамбову от 08.07.2021 она уволена с 14.07.2021 с должности заместителя начальника отдела выездных проверок N 1 в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (том 1, л.д. 36-37).
При увольнении Ширяевой Э.В. была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в сумме 105121 руб. из расчета месячного денежного содержания 26280, 25 руб. и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 32 календарных дней в соответствии с пунктом 13 статьи 46 указанного Федерального закона в размере 27316, 16 руб. из расчета месячного денежного содержания 25011, 25 руб.
При этом из материалов дела также усматривается, что на основании приказов ИФНС России по г. Тамбову от 26.09.2019 N 01-07/416дсп, от 25.12.2019 N 01-07/573дсп, от 22.04.2020 N 01-07/154дсп, от 15.07.2020 N01-07/310дсп, от 29.09.2020 N 01-07/446дсп, от 18.12.2020 N 01-07/547дсп, от 27.04.2021 N 01-07/154дсп "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России по г.Тамбову за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года" выплачены средства материального стимулирования в размере 39682 руб, 25225 руб, 30435 руб, 34473 руб, 19550 руб, 18485 руб, 5262 руб. (том 1, л.д. 159-184).
Кроме того, на основании приказов ИФНС России по г. Тамбову от 30.09.2019 N 01-07/429дсп, от 29.11.2019 N 01-07/542дсп, от 11.12.2019 N01-07/557дсп, от 28.02.2020 N 01-07/090дсп, от 23.03.2020 N 01-07/119дсп, от 09.06.2020 N 01-07/215дсп, от 26.08.2020 N 01-07/387дсп, от 22.09.2020 N01-07/439дсп, от 16.10.2020 N 01-07/465дсп, от 27.11.2020 N 01-07/516дсп, 30.11.2020 N 01-07/520дсп, от 11.05.2021 N 01-07/170дсп, от 24.06.2021 N01-07/247дсп "О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда" Ширяевой Э.В. выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по г. Тамбову в размере 2 623 руб, 26 272 руб, 14 227 руб, 10 510 руб, 24 614 руб, 26 902, 40 руб, 16 584 руб, 5 472 руб, 5 637 руб, 24 985, 72 руб, 4 312 руб, 48 364 руб, 52 288 руб. (том 1, л.д. 145-158).
Выплата указанных средств истцу подтверждается расчетными листками и справками о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2019- 2021 годы (том 1, л.д. 38-46).
Приведенные денежные средства в расчет месячного денежного содержания Ширяевой Э.В. при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанные выплаты, полученные Ширяевой Э.В. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, выразившегося в несвоевременной выплате в надлежащем размере сумм компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, суд взыскал с ИФНС России по г. Тамбову в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился частично.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года в части взыскания процентов за задержку выплат в размере 3308, 66 руб. и дополнительное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года подлежат отмене с принятием в данной части нового решения.
Так, делая вывод о необходимости взыскания в пользу истца процентов за задержку выплаты сумм компенсаций при увольнении, за неиспользованный отпуск и отпускным выплатам в размере 3308, 66 руб, суд исходил из расчета, предоставленного истцом и находящегося в деле (том 2, л.д. 4). При этом судом не учтено, что в судебное заседание, состоявшееся 13 декабря 2021 года, истцом был предоставлен расчет процентов за задержку выплаты сумм компенсаций при увольнении, за неиспользованный отпуск и отпускным выплатам на сумму 9962, 62 руб. (том 2, л.д. 85).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании процентов за нарушение установленного срока выплаты сумм компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 9962, 62 руб.
Кроме того, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Ширяевой Э.В. в части возложения на ИФНС России по г. Тамбову обязанности самостоятельно рассчитать и уплатить на взысканные судом денежные суммы проценты, предусмотренные частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, на день фактического исполнения решения суда, поскольку материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в редакции, действующей до 01.01.2022.
Далее правовые нормы Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" приводятся в редакции, действующей в период правоотношений сторон, который является предметом настоящего спора, т.е. в прежней редакции, действующей до 01.01.2022.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного -содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а"- "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д"- "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 названного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
К юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истицей требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Судом установлено, что из информации ФНС России усматривается, что в 2019-2021 годах постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N283-14, от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.2020 N 843-33, от 22.03.2021 N 440-16 были предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленного фонда оплаты труда на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истице в соответствии с приказами ИФНС России по г. Тамбову материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, выразившегося в несвоевременной выплате в надлежащем размере сумм компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, суд взыскал с ИФНС России по г. Тамбову в пользу истца обоснованно компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, не обоснованы.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд первой инстанции подробно мотивировал свои выводы относительно взыскания компенсации морального вреда, а также его размера, указав, что с учетом характера нарушений прав истца, которые были нарушены выплатой денежного содержания не в полном объеме, обстоятельств, при которых истцу были причинены нравственные страдания, а именно периода увольнения, к которому истец была морального не готова, исходя из принципа разумности и справедливости, суд пришел к выводу о взыскании в пользу Ширяевой Э.В. компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Суд кассационной инстанции полностью соглашается с приведенными выводами судов по вопросу взыскания компенсации морального вреда.
Доводы жалобы о несогласии с выводом судов о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, не обоснован.
Суды первой и апелляционной инстанции подробно мотивировали приведенный выше вывод со ссылками на нормы действующего законодательства.
Выводы суда соответствуют правовым позициям, которые неоднократно высказывались Верховным Судом Российской Федерации в судебных постановлениях по аналогичным делам: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N 2-КГ17-4, от 28 августа 2017 г. N 2-КГ17-13, от 3 июня 2019 г. N 34-КГ19-1, от 1 июля 2019 г. N 34-КГ19-2 и другие.
Довод жалобы о том, что дело следовало передать на рассмотрение по подсудности в качестве суда первой инстанции в Тамбовский областной суд, между тем, судами этот вопрос должным образом не рассмотрен, также является не обоснованным.
Суд кассационной инстанции отмечает, что ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции ответчик не заявлял ходатайство о передаче дела по подсудности в Тамбовский областной суд, не ссылался на нарушение правил подсудности; впервые названный довод появился в кассационной жалобе.
Инспекция мотивирует этот довод тем, что неисследование судами постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.2020 N843-33, от 22.03.2021 N 440-16, послуживших основанием для принятия решений о выплате материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов сверх фондов оплаты труда в 2020 - 2021 годах, лишило возможности определить юридически значимое обстоятельство - определение правовой природы произведенных истцу ответчиком в спорный период выплат в виде материального стимулирования, что привело к принятию незаконного решения.
Однако суд подробно исследовал правовую природу произведенных истцу ответчиком в спорный период выплат в виде материального стимулирования пришел к обоснованному выводу, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований, полученное Ширяевой Э.В, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск
Из материалов дела усматривается, что УФНС России по Тамбовской области во исполнение протокольного определения суда письмом от 16.09.2021 были направлены организационно-распорядительные документы, регулирующие порядок и основания выплаты средств материального стимулирования (л.д.104-143).
Из системного толкования приведенных выше правовых норм, а также представленных в материалы дела организационно-распорядительных документов, в том числе, приказа от 14.04.2021 о материальном стимулировании, приказа от 20 апреля 2021 года об утверждении общего рейтингового балла межрайонных ИФНС Росси Тамбовской области, ИФНС России по г. Тамбову за IV квартал 2020 года, Механизма распределения бюджетных ассигнований, утверждённого 12 апреля 2021 года, приказа от 21.04.2021 о материальном стимулировании, других приказов о материальном стимулировании Ширяевой Э.А. за предыдущие периоды работы, и иных документов, которым была дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций судами было достоверно установлена правовая природа произведенных истице инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
Из содержания вышеуказанных документов, принятых во исполнение указанных в кассационной жалобе постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 N 283-14, от 17.02.2020 N 168-8, от 10.06.2020 N843-33, от 22.03.2021 N 440-16, можно достоверно определить правовую природу произведенных истице инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
При этом необходимо отметить, что в материалах дела не имеется информации о том, что Ширяева Э.А. относится к лицам, имеющим допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, и выплата средств материального стимулирования была обусловлена наличием допуска к сведениям, содержащим государственную тайну. Как следует из содержания приказов о материальном стимулировании, выплата сумм материального стимулирования производилась за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего и личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на ИФНС России по г.Тамбову.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не нарушены правила подсудности рассмотрения спора.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 13 декабря 2021 года (в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 марта 2022 года) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по городу Тамбову - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.