Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Ивановой Т.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-234/2021 по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" к Калбиеву Б. Нураддину оглы о приведении жилого дома, возведенного в охранной зоне газопроводов среднего и низкого давления, в состояние до проведения работ по реконструкции жилого дома
по кассационной жалобе акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 января 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 24 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя АО "Газпром газораспределение Смоленск" - Евланенковой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
АО "Газпром газораспределение Смоленск" обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к Калбиеву Б.Н.о. об обязании привести жилой "адрес" в "адрес", возведенный в охранной зоне газопроводов среднего и низкого давления, в состояние, соответствующее правоустанавливающим документам до проведение работ по его реконструкции.
Требования мотивированы тем, что при проведении работ по техническому обслуживанию газопроводов на земельном участке по адресу: "адрес", выявлено, что ответчиком в нарушение проектно-сметной и разрешительной документации осуществлена реконструкция жилого дома, часть которого после реконструкции находится непосредственно на газопроводе низкого давления и попадает в черту охранной зоны газопровода среднего давления, входящего в состав производственно-технического комплекса газификации, принадлежащего АО "Газпром газораспределение Смоленск" на праве собственности. При этом реконструированная часть жилого дома в настоящее время расположена за пределами земельного участка ответчика на землях общего пользования. Возведенное ответчиком строение не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, что создает опасность для жизни и здоровья людей. В добровольном порядке разрешить вопрос об устранении ответчиком выявленных нарушений, не удалось. На основании изложенного истец просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 26 марта 2021 года исковые требования акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" к Калбиеву Б.Н.о. о приведении жилого дома, возведенного в охранной зоне газопроводов среднего и низкого давления, в состояние до проведения работ по реконструкции жилого дома удовлетворены частично. С целью соблюдения охранной зоны газопровода среднего и низкого давления на Калбиева Б.Н.о. возложена обязанность в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в соответствие с разрешением на строительство N-RU N, выданным администрацией МО "Рославльский район" Смоленской области от 12 сентября 2016 года. С Калбиева Б.Н.о. в пользу акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. Постановлено считать разрешение на строительство и Градостроительный план неотъемлемой частью решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 января 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 24 февраля 2022 года, решение Рославльского городского суда Смоленской области от 26 марта 2021 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" к Калбиеву Б.Н.о. о приведении жилого дома в состояние до проведения работ по его реконструкции - отказано. С акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" в пользу ООО "Агентство оценки Ковалевой и компании" взысканы судебные расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 70 300 руб.
В кассационной жалобе АО "Газпром газораспределение Смоленск" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 января 2022 года, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение" учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 1230, договором аренды от 29 декабря 1989 года и Распоряжением государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 13 апреля 1993 года N 650-р путем преобразования арендного предприятия ПО "Смоленскоблгаз" в акционерное общество открытого типа "Смоленскоблгаз", зарегистрировано Постановлением Мэра г. Смоленска от 15 октября 1993 года N 602 и преобразовано в открытое акционерное общество "Смоленскоблгаз" 21 января 1997 года.
30 сентября 2013 года, решением собрания акционеров, ОАО "Смоленскоблгаз" переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Смоленск", что подтверждается Уставом, утвержденным Решением годового общего собрания акционеров АО "Газпром газораспределение Смоленск".
В соответствии с п. 6.2. Устава одними из основных видов деятельности АО "Газпром газораспределение Смоленск" являются распределение топлива по газораспределительным сетям; транспортировка газа по трубопроводам; техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем; газификация и др.
Производственно-технический комплекс газификации, протяженностью 19 415, 31 м, состоящий из 44 участков, в том числе газопровод среднего давления, проходящий по "адрес", находится в собственности открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" на основании вступившего в законную силу 15 марта 2011 года решения Арбитражного суда Смоленской области от 14 февраля 2011 года.
Кроме того, по "адрес" проходит газопровод низкого давления.
По обращению Калбиева С. Ибада оглы постановлением Администрации муниципального образования от 07 июня 2010 года N 1015 "Об утверждении акта выбора земельного участка и разрешении проектно-изыскательских работ под трассу газопровода" указанному лицу было предварительно согласовано место размещения трассы газопровода низкого давления к жилому дому N по "адрес" (категория земель-земли населенных пунктов). 20 мая 2010 года утвержден акт выбора земельного участка, разрешены проектно-изыскательские работы на строительство газопровода низкого давления к указанному жилому дому.
Распоряжением Администрации Смоленской области N 268-р/адм от 05 марта 2015 года утверждены актуальные границы охранной зоны газораспределительной сети "Производственно-технический комплекс газификации общей протяженностью 79 722, 09 м.", площадью 330 404 кв.м, расположенной по территории муниципального образования " "адрес"" "адрес".
На основании договора купли-продажи от 29 декабря 2015 года право собственности на жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировано в ЕГРПН 14 января 2016 года за Калбиевым Б.Н.о, общая площадь домовладения составляет 45, 7 кв.м. Домовладение приобретено у Калбиева С.И.о.
По результатам рассмотрения заявления Калбиева Б.Н.о, на основании постановления Администрации муниципального образования от 04 мая 2016 года N 862 "О предоставлении земельного участка" с Калбиевым Б.Н.о. заключен договор купли-продажи земельного участка от 04 мая 2016 года N 59, в соответствии с которым ответчику из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство был предоставлен в собственность за плату дополнительный земельный участок площадью 679 кв.м, кадастровый N, прилегающий к жилому дому N по "адрес" (регистрационный номер N от 14 января 2016 года).
Постановлением Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области от 16 сентября 2016 года N 1731 на основании обращения ответчика утвержден Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N по вышеуказанному адресу для реконструкции жилого дома; на застройщика возложена обязанность подготовить схему планировочной организации земельного участка и получить разрешение на реконструкцию указанного жилого дома.
08 октября 2020 года Калбиевым Б.Н.о. в Администрацию муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области подано уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с копией технического плана здания, по результатам рассмотрения которого Администрацией установлено несоответствие параметров реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, в связи с чем, заявителю 27 января 2021 года направлено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14 октября 2020 года N 160, в частности в связи с нарушением красных линий, общая площадь объекта 227, 7 кв.м.
15 апреля 2019 года при проведении работ АО "Газпром газораспределение Смоленск" по техническому обслуживанию газопроводов, принадлежащих обществу, выявлены нарушения охранной зоны газопроводов, а именно часть реконструированного жилого дома принадлежащего Калбиеву Б.Н.о. по адресу: "адрес" находится на газопроводе низкого давления и в охранной зоне газопровода среднего давления, о чем было составлено и направлено в адрес ответчика уведомление с требованием устранить имеющиеся недостатки и письменно уведомить об их устранении.
29 октября 2019 года АО "Газпром газораспределение Смоленск" в адрес ответчика направлена претензия N 25-5-08/949 о необходимости обращения в организацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса о приведении параметров дома в соответствии с выданным градостроительным планом.
24 декабря 2019 года Калбиевым Б.Н.о. в адрес истца направлено заявление о рассмотрении вопроса о переносе газопровода среднего и низкого давления по "адрес", расположенного под его домом, в ответ на которое 03 марта 2020 года АО "Газпром газораспределение Смоленск" сообщена предварительная стоимость работ по переносу газопровода низкого и среднего давления, которая составляет 916 869 руб. 96 коп. Однако вопрос переноса газопровода и возможность его переноса не разрешен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 218, 222, Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", регулирующими спорные правоотношения, установив нарушение норм действующего законодательства при осуществлении ответчиком реконструкции спорного жилого дома и расположение части дома на газопроводе низкого давления, в охранной зоне газораспределительной сети, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, пришел к выводу о необходимости возложения на Калбиева Б.Н.о. обязанности за счет собственных средств привести указанный жилой дом в соответствие с разрешением на строительство.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований АО "Газпром газораспределение Смоленск", суд апелляционной инстанции, исходил из того, что судом первой инстанции не были установлены юридическим значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию в рамках настоящего спора, а именно не разрешен вопрос о соблюдении ответчиком градостроительных норм и правил при возведении реконструированного объекта, установление границ его расположения, в том числе по отношению к газопроводу среднего и низкого давления, а также охранным зонам последних.
Для установления указанных обстоятельств, судом апелляционной инстанции назначена комплексная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Агентство оценки Ковалевой и компании".
Согласно заключения экспертов N 43-Э-21 СМК АОК 04 от 06 декабря 2021 года, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 1393 кв.м, что больше площади по сведениям ЕГРН (679 кв.м.) на 714 кв.м. Фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером N не соответствуют границам и площади участка по сведениям ЕГРН, а именно: фактическая передняя граница в точках 1-7 выходит за границы участка в сторону "адрес" на 0, 82 м в т.1 и на 0, 59 м; фактическая левая граница в точках 1-2-3-4 выходит за границы участка на 2, 20 м и накладывается на смежный земельный участок с кадастровым номером N в точках 1-2-3; задняя часть участка по фактическому пользованию в точках 3-4-5-6 площадью 671 кв.м, расположена за границами участка; фактическая правая граница смещена вглубь участка на 0, 78 м, выходит за границы участка на 0, 66 м.
В ЕГРН содержаться сведения о границах: охранной зоны объекта газораспределительной сети "Производственно-технический комплекс газификации общей протяженностью 79 722, 09 метра" площадью 330 404 кв.м, расположенного на территории муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (реестровый N.140), в состав которого входит производственно-технический комплекс газификации, протяженностью 19 415, 31 м, в том числе участок Лит 40 - газопровода среднего давления по "адрес", кадастровый N; охранной зоны трубопровода (газопровода) "Производственно-технический комплекс газификации" протяженностью 8 714 метров, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", площадью 23 620 кв.м. (реестровый N.1631) - газопровода низкого давления, кадастровый N.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N не расположен в охранных зонах газопровода. При этом земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах охранных зон газопроводов низкого и среднего давления по их фактическому расположению на местности.
Газопровод низкого давления по фактическому местоположению не соответствует местоположению по сведениям ЕГРН и проходит по территории земельного участка с кадастровым номером N на расстоянии 0, 56-1, 10 м. от его границы.
При этом трасса газопровода низкого давления фактически проходит под южной частью жилого "адрес" на расстоянии 0, 56-1, 6 м. от наружной грани стены дома.
Параметры реконструированного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, не соответствуют Градостроительному плану земельного участка, утвержденному постановлением администрации МО "Рославльский район" Смоленской области N 1731 от 16 сентября 2016 года и СП 53.13330-2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" в пунктах отступа жилого дома от красной линии и от границ соседнего участка. Нарушений нормативных противопожарных требований к жилым строениям не установлено.
Расширение жилого дома путем строительства дополнительных помещений на трассе газопровода низкого давления и территории, являющейся охранной зоной газопровода среднего давления является нарушением требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".
Фактическое расположение газопровода среднего давления по "адрес" у "адрес" смещено ближе к земельному участку N на 0, 72-0, 76 м, что не соответствует землеустроительному делу "Охранная зона производственно-технического комплекса газификации, общей протяженностью 79 722, 09 метра на территории муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области".
Информация об охранных зонах газопровода низкого и среднего давления по "адрес" содержится в сведениях ЕГРН и отражается на публичной кадастровой карте как: охранная зона объекта газораспределительной сети "Производственно-технический комплекс газификации общей протяженностью 79 722, 09 метра" площадью 330 404 кв.м, расположенного на территории муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (реестровый N.140); охранная зона трубопровода (газопровода) "Производственно-технический комплекс газификации" протяженностью 8 714 м, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", площадью 23 620 кв.м. (реестровый N.1631).
По информации, предоставленной Администрацией муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (письмо от 06 октября 2021 года N 696), на карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана и Правил землепользования и застройки Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области охранные зона газопровода низкого и среднего давления по "адрес" не обозначены. На схеме развития инженерных коммуникаций и сооружений местного значения в пределах поселения (газопровод) из материалов по обоснованию Генерального плана Рославльского городского поселения "адрес" условно обозначен только газопровод низкого давления по "адрес".
На местности опознавательные знаки газопровода низкого и среднего давления установлены. Опознавательный знак газопровода низкого давления в виде табличке желтого цвета установлен на заборе домовладения N по "адрес". Опознавательный знак газопровода среднего давления в виде таблички красного цвета установлен на опоре линии электропередач по "адрес" вблизи домовладения N.
Учитывая конструктивные особенности реконструированного жилого дома, демонтировать часть здания, для приведения его в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" без несоразмерного ущерба дому невозможно.
Возможна перекладка подземного участка газопровода низкого давления длиной около 25 метров, проходящего под жилым домом, на надземный газопровод вдоль фасада дома или подземный на расстоянии не менее 2 метров от жилого дома. Данные строительные работы необходимо выполнять по проекту, разработанному специализированной организацией и после согласования с собственником АО "Газпром газораспределение Смоленск".
Судом апелляционной инстанции также установлено, что спорный жилой дом реконструирован относительно красной линии и границ соседних земельных участков с нарушением допустимых расстояний, поскольку стена дома проходит по границе земельного участка ответчика без соблюдения необходимого отступа.
С учетом вышеизложенного, судебной коллегией указано, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий ответчику на праве собственности, по сведениям ЕГРН не был включен в границы зоны с особыми условиями использования территории (охранную зону газопровода среднего и низкого давления), фактическое расположение указанной охранной зоны по отношению к сведениями о ней, содержащимся в ЕГРН, смещено в сторону спорного земельного участка, Градостроительный план земельного участка, выданный ответчику в целях реконструкции жилого дома, а также документы территориального зонирования не содержат сведений о наличии каких-либо ограничений в его использовании, следовательно, оснований для применения к ответчику такой меры ответственности как снос реконструированного дома не имеется.
Судебные расходы распределены судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2, п. 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, обжалуемое судебное постановление вышеприведенным требованиям закона не соответствует.
Частью 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд на основании норм материального права, подлежащих применению, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
Как следует из пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В целях реализации указанного выше правового принципа пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
Под злоупотреблением субъективным правом следует понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым или косвенным результатом осуществления субъективного права.
По своей правовой природе злоупотребление правом - это всегда нарушение требований закона.
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" (действовавших на момент введения в эксплуатацию газопровода-отвода), строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При этом, СНиП 2-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП 2.05.06-85, и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром до 300 мм не менее 100 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков.
Из приведенных норм следует, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
На основании части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В силу изложенного приведенные нормы закона прямо указывают, что снос производится за счет лиц, допустивших нарушения.
Из дела видно, что на основании договора купли-продажи от 29 декабря 2015 года право собственности на жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировано в ЕГРПН 14 января 2016 года за Калбиевым Б.Н.о, общая площадь домовладения составляет 45, 7 кв.м.
На основании постановления Администрации муниципального образования от 04 мая 2016 года N 862 "О предоставлении земельного участка" с Калбиевым Б.Н.о. заключен договор купли-продажи земельного участка от 04 мая 2016 года N 59, в соответствии с которым ответчику из земель населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство был предоставлен в собственность за плату дополнительный земельный участок площадью 679 кв.м, кадастровый N, прилегающий к жилому дому N по "адрес".
Калбиевым Б.Н.о. осуществлена реконструкция жилого дома, площадь дома увеличена до 227, 7 кв.м, параметры реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства. Администрацией МО "Рославльский район" Смоленской области стороне ответчика направлено уведомление о несоответствии реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, реконструированный объект недвижимости в эксплуатацию не введен. Параметры реконструированного стороной ответчика жилого дома не соответствуют параметрам разрешенного строительства, что также подтверждается по делу судебной экспертизой. Калбиев Б.Н.о. самовольно увеличил размера занимаемого земельного участка с 679 кв.м. до 1 393 кв.м, передняя граница земельного участка в сторону проезжей части "адрес" выходит на 0, 82 м и 0, 59 м, то есть осуществлен самозахват земель общего пользования, на которых располагается принадлежащий стороне истца газопровод низкого и среднего давления.
Газопровод среднего давления, в охранной зоне которого находится жилой дом, построен в 1973 году, является подземным газопроводом, диаметр 325 мм, входит в состав производственно-технического комплекса газификации общей протяженностью 19415, 31 м. право собственности на который установлено Обществом на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 14 февраля 2011 года. Распоряжением Администрации Смоленской области N 268-р/адм от 05 марта 2015 года утверждены актуальные границы охранной зоны газораспределительной сети.
Реконструкция жилого дома путем строительства дополнительных помещений осуществлена непосредственно на трассе газопровода низкого давления и территории, являющейся охранной зоной газопровода среднего давления. При этом реконструкция жилого дома осуществлена после ввода в эксплуатацию газопровода.
Обращаясь в суд с требованиями АО "Газпром газораспределение Смоленск" указало, что при реконструкции жилого дома ответчиком были нарушены требования действующего законодательства, реконструированный жилой дом находится на трассе газопровода низкого давления, параметры реконструированного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:15:0320215:12 не соответствуют Градостроительному плану земельного участка, нарушены границы красных линий, дом не принят соответствующими органами в эксплуатацию, расширение жилого дома путем строительства дополнительных помещений на трассе газопровода низкого давления и территории, являющейся охранной зоной газопровода среднего давления является нарушением требований Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей". Имеются сведения о прохождении газопровода низкого и среднего давления рядом с земельными участками ответчика, то есть ответчик, а также прежний собственник, мог знать об ограничениях в виде запрета на строительство, в рассматриваемом случае при реконструкции своего жилого дома в охранных зонах, установленных законом в сторону увеличения охранной зоны домовладения, а также его реконструкции непосредственно на трассе газопровода низкого давления.
Как следует из материалов дела, Калбиев С.И.о. предыдущий собственник домовладения в 2010 году обращался в администрацию об утверждении акта выбора земельного участка и разрешении проектно-изыскательских работ под трассу газопровода, которому было предварительно согласовано от трассы газопровода низкого давления место размещения трассы газопровода низкого давления к жилому дому N по "адрес" (категория земель-земли населенных пунктов).
Указанное свидетельствует о том, что Калбиев Б.Н.о. как новый собственник жилого дома не мог не знать о прохождении трассы газопровода низкого и среднего давления при осуществлении реконструкции жилого дома, реконструкция произведена в 2016 году, то есть позднее размещение газопровода.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24 "Об утверждении положения о землях транспорта" материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.
Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года N 9, предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22 марта 1988 года, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 10 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 трассы подземных газопроводов должны обозначаться опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1, 5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках должно быть указано расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.
Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 указанных Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.
Согласно пунктам 17 - 18 данных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежали государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, указанные нормативные положения устанавливали и устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании, информация об охранных зонах газопровода низкого и среднего давления по "адрес" содержится в сведениях ЕГРН и отражается на публичной карте как: охранная зона объекта газораспределительной сети "Производственно-технический комплекс газификации общей протяженностью 79 722, 09м" площадью 330 404м, расположенного на территории муниципального образования " "адрес"" "адрес" (реестровый N.140); охранная зона трубопровода (газопровода) "Производственно-технический комплекс газификации" протяженностью 8 714 м, расположенного по адресу: РФ, "адрес", площадью 23 620 кв.м. (реестровый N.1631). На схеме развития инженерных коммуникаций и сооружений местного значения в пределах поселения (газопровод) из материалов по обоснованию Генерального плана Рославльского городского поселения "адрес" условно обозначен газопровод низкого давления по "адрес" местности опознавательные знаки газопровода низкого и среднего давления установлены. Опознавательный знак газопровода низкого давления в виде таблички желтого цвета, опознавательный знак газопровода среднего давления в виде таблички красного цвета.
Таким образом, в результате осуществленной реконструкции стороной ответчика часть домовладения стала находится на газопроводе низкого давления и в охранной зоне газопровода среднего давления.
Судом апелляционной инстанции, при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, обстоятельства соблюдения обязанности установления границ охранной зоны газопровода и наличия ограничений земельных участков, а также выполнение обязанности эксплуатирующей организации газораспределительной сети по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода, как и вопрос о наличии вины ответчика в несоблюдении строительных норм и правил, требований законодательства о градостроительной деятельности при осуществлении реконструкции, допустимости размещения части жилого дома непосредственно на трассе газопровода низкого давления и территории, являющейся охранной зоной газопровода среднего давления в нарушение положений статей 56, 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не были определены в качестве юридически значимых и не были оценены в процессе рассмотрения дела в их совокупности.
Вывод суда первой инстанции о том, что расположение части дома на газопроводе низкого давления, в охранной зоне газораспределительной сети, нарушении ответчиком при реконструкции действующих норм и правил, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью, отклонен судом апелляционной инстанции, но в нарушение норм пункта 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не мотивирован.
При этом указание на то, что сторона истца не обращалась с требованиями к ответчику о перекладке подземного участка газопровода низкого давления проходящего под жилым домом, на надземный газопровод вдоль фасада дома или подземный, сделано без учета того, что при отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований АО "Газпром газораспределение Смоленск", вопрос возможности переноса газопровода низкого и среднего давления не выяснялся, обоснования такой возможности с учетом нахождения на местности иных строений, коммуникаций не выяснялся и экспертом не приведен и не обоснован.
Кроме того, часть 3 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ возлагает ответственность и на лиц, виновных в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях.
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, фактически признал законность действий стороны ответчика при осуществлении реконструкции строения, без учета и надлежащей проверки доводов стороны истца, относительно того, что нарушение зон с особыми условиями использования территории произошло в результате незаконности действий самого ответчика, при осуществлении реконструкции дома в нарушение градостроительных норм и правил и осведомленности относительно прохождения газопровода среднего и низкого давления, возложив негативные последствия на истца за действия стороны ответчика, несоответствия расположения реконструированного жилого дома из-за действий ответчика утвержденному градостроительному плану земельного участка, схемы расположения реконструируемого жилого дома, нарушении параметров выданного разрешения на строительство от 03 октября 2016 года (том 1 л.д. 99-102).
Кроме того, судом не приведено правовых оснований оставления реконструированного жилого дома непосредственно на трассе газопровода низкого давления, в том числе без установления фактической возможности переноса участка газопровода, с учетом доводов стороны истца.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 января 2022 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 11 января 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 24 февраля 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Смоленского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.