Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Исаева Мамеда Абумухамедовича о признании незаконными действий командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации, связанных с отказом в присвоении очередного воинского звания.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Исаева М.А. в обоснование апелляционной жалобы, представителей административного ответчика - Олефиренко В.В, Эминова Р.Т. и заинтересованного лица - Ахьядова Р.А, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Исаев М.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации, связанные с отказом в присвоении ему очередного воинского звания "подполковник".
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование приводится, что с 1 октября 2016 г. по настоящее время он беспрерывно проходит службу в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - Управление Росгвардии по Чеченской Республике). Для поступления в феврале 2019 года на военную службу в составе Управления Росгвардии по Чеченской Республике должностные лица кадровых органах рекомендовали написать рапорт об увольнении со службы по инициативе сотрудника, что он и сделал. Отсутствие приказов соответствующих должностных лиц о переводе из органов внутренних дел в войска национальной гвардии Российской Федерации, по мнению автора жалобы, не может быть препятствием для отказа в присвоении ему очередного воинского звания, поскольку на службу в Управление Росгвардии по Чеченской Республике он был принят без интервала во времени в день увольнения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 7 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации (аттестации), определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
Присвоение очередного воинского звания военнослужащим, воинское звание которым в связи с поступлением на военную службу было присвоено в порядке переаттестации, в силу требований ст. 22 названного Положения, производится в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем присваиваемое воинское звание. Для прохождения военной службы в воинском звании "майор" установлен срок четыре года.
Возможность зачета сроков пребывания в специальных званиях при присвоении очередных воинских званий Положением не предусмотрена.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", в соответствии с которым предусмотрена возможность перевода в названную Федеральную службу лиц, имеющих специальные звания полиции, проходивших службу в соответствующих органах управления и подразделениях, специальных отрядах, отрядах мобильных особого назначения, Центре специального назначения и авиационных подразделениях в составе МВД России.
Подпунктом "в" п. 14 приведенного Указа в редакции, действовавшей до 17 июня 2019 г, было предусмотрено, что лица, имеющие специальные звания полиции, проходившие службу в переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии отрядах и других подразделениях, принимаются в 2018 году на военную службу в войска национальной гвардии Российской Федерации в установленном порядке с присвоением им соответствующих воинских званий.
Положения ч. 3 и п. 2 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 6 июня 2019 г, предусматривали, что лицам, имеющим специальные звания, поступившим на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, при назначении на воинские должности присваиваются воинские звания, соответствующие специальным званиям, а сроки пребывания в специальных званиях засчитываются при присвоении очередных воинских званий.
Однако, Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 282 был признан утратившим силу подп. "в" п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157.
Федеральным законом от 6 июня 2019 г. N 127-ФЗ в ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ внесены изменения - категория лиц, на которых распространяются положения п. 2 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ о том, что при назначении на воинские должности сроки пребывания в специальных званиях полиции засчитываются при присвоении очередных воинских званий, изменена. К таковым определено относить лишь лиц, имеющих специальные звания, переведенных в войска национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской Федерации. Такие лица с их согласия могут быть приняты на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации без прохождения испытания, проведения аттестации, мероприятий по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору, а также без проверки соответствия установленным требованиям по уровню их образования, квалификации и физической подготовки.
Из материалов дела следует, что Исаев М.А. c 1 октября 2016 г. по 4 февраля 2019 г. проходил службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и имел специальное звание "майор полиции", присвоенное ему 3 мая 2012 г.
Приказом начальника Управления Росгвардии по Чеченской Республике от 13 февраля 2019 г. N 42 л/с административный истец по его рапорту был уволен со службы в войсках национальной гвардии с 4 февраля 2019 г. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) (по инициативе сотрудника), то есть по основанию, дающему право на выплату единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания и денежной компенсации за неиспользованные отпуска.
5 февраля 2019 г. Исаев М.А. был принят из запаса на военную службу по контракту в войска национальной гвардии, с ним заключен первый контракт о прохождении военной службы, и он с присвоением воинского звания "рядовой" назначен на воинскую должность.
22 мая 2019 г. приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации N 332 л/с в порядке переаттестации, в соответствии с п. 7 ст. 21 Положения, административному истцу присвоено воинское звание " "данные изъяты"".
13 июля 2019 г. за исх. N 132/10-1977 в адрес командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации было направлено представление на присвоение Исаеву М.А. воинского звания "подполковник".
21 февраля 2020 г. названное представление возвращено в Управление Росгвардии по Чеченской Республике без реализации в связи с отсутствием для этого оснований.
Из выше изложенного следует, что Исаев М.А. до 4 февраля 2019 г. проходил службу в войсках национальной гвардии в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, после чего по своей инициативе, а не в связи с переводом на государственную службу иного вида (п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ), был уволен с нее. На следующий день он из запаса поступил на военную службу в войска национальной гвардии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска и признавая законным оспоренный отказ командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации в присвоении воинского звания "подполковник", исходя из установленных обстоятельств дела, верно истолковал примененные по делу нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу о том, что Исаев М.А, уволившись со службы в феврале 2019 года по указанному выше основанию, не приобрел права на сохранение за ним срока службы в специальном звании при исчислении срока пребывания в воинском звании при последующем поступлении на таковую.
Иное толкование автором жалобы приведенных норм материального права является неверным, а поэтому соответствующие доводы отклоняются как несостоятельные.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
То обстоятельство, что административный истец, проходя с 1 октября 2016 г. службу в Управлении Росгвардии по Чеченской Республике, в феврале 2019 года уволился со службы по названному выше основанию по рекомендации должностных лиц кадровых органов, на что обращается внимание в жалобе, исходя из вышеизложенного, не влияет на правильность принятого решения.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Исаева Мамеда Абумухамедовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2022 г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.