Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н, судей - Ялбаковой Э.В, Шнайдер О.А.
при секретаре - Казаниной Т.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мироновой Татьяны Викторовны на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 апреля 2022 года, которым
отказано в удовлетворении административных исковых требований Мироновой Татьяны Викторовны к Управлению Росреестра по Республике Алтай, Межмуниципальному отделу по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому и Турочакскому районам о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению лица N КУВД-001/2021-55401482/1 от 10.01.2022, обязании внести изменения в ЕГРН.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Алтай Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Межмуниципальному отделу по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому и Турочакскому районам о признании незаконным решения (уведомления) об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению лица N КУВД-001/2021-55401482/1 от 10.01.2022, обязании внести изменения в ЕГРН. Требования обоснованы тем, что административный истец Миронова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, Аносинское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Аносинское сельское поселение", утвержденными решением Совета депутатов Аносинского сельского поселения от 06.11.2020 N 17-2 (далее - ПЗЗ), вышеуказанный земельный участок относится к зоне СХ-2 - садоводства и огородничества. 24.12.2021 Миронова Т.В. обратилась в Межмуниципальный отдел по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому и Турочакскому районам Управления Росреестра с заявлением о внесении изменений в отношении вышеуказанного земельного участка в ЕГРН, в связи с изменением вида разрешенного использования данного земельного участка на "ведение садоводства". 10.01.2022 был получен отказ, в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, отнесенного к сельскохозяйственным угодьям, на основании заявления заинтересованного лица противоречит требованиям действующего законодательства.
Считая свои права нарушенными, административный истец Миронова Т.В. обратилась в суд, обосновывая административный иск ссылками на ст. ст. 1, 30, 34, 35, 37 ГрК РФ, 7, ЗК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения просит в апелляционной жалобе Миронова Т.В. Жалоба мотивирована тем, что вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях, относящимся к сельскохозяйственным угодиям, пашням, и это подтверждается делом - копией по исчислению площадей контуров и уклонов сельхозугодий землепользования, ошибочен, а доказательство - дело - копия по исчислению площадей контуров и уклоном сельхозугодий землепользования совхоза Элекмонарский Шебалинского района Алтайского края не является относимым доказательством, поскольку из данного документа не следует вывод о расположении спорного земельного участка на пашнях. Кроме того, данный документ является недопустимым доказательством, поскольку существующая в настоящее время система определения местоположения земельного участка на поверхности земли посредством определения координат географических точек подразумевает, что никакие иные системы не могут определять местоположение земельного участка на поверхности земли. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права, а именно положения Федерального закона от 24.07.2022 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку суд пришел к выводу о том, что земельный участок не может использоваться для ведения садоводства. Однако строгий режим оборота земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на относящиеся к землям сельхозназначения садовые и земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. Поскольку земельный участок с кадастровым номером N был предназначен "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках", следовательно, строгий режим оборота земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2022 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к данному земельному участку не может быть применим.
Вывод суда о том, что изменение вида разрешенного использования с "для личного подсобного хозяйства на полевых участках" на "для ведения садоводства" приведет к тому, что земельный участок будет выведен из под режима специального регулирования не соответствует обстоятельствам дела. Так, административный истец настаивал на том, что не имеет намерения изменять сельскохозяйственное назначение земельного участка с кадастровым номером N, а имеет намерение в пределах категории "сельскохозяйственное назначение" изменить подвид, а именно вид разрешенного использования на "для ведения садоводства". Данное обстоятельство подтверждается справкой от 12.05.2022 о членстве административного истца в сельскохозяйственном перерабатывающем кооперативе и его намерением использовать земельный участок в сельскохозяйственном направлении. Указывает, что суд оставил без какой-либо оценки доказательства, приобщенные к материалам дела.
Выслушав позицию административного истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Миронова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" категория - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках".
24.12.2021 Миронова Т.В. обратилась в Межмуниципальный отдел по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому и Турочакскому районам Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в отношении вышеуказанного земельного участка в ЕГРН, в связи с изменением вида разрешенного использования данного земельного участка на "ведение садоводства".
10 января 2022 года административному истцу Межмуниципальным отделом по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому и Турочакскому районам Управления Росреестра по Республике Алтай было отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению от 24.12.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, отнесенного к сельскохозяйственным угодьям, на основании заявления о внесении сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица в соответствии с положениями ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, противоречит требованиям действующего законодательства.
Считая свои права нарушенными, административный истец Миронова Т.В. обратилась в суд.
Суд первой инстанции, разрешая требование истца, пришел к выводу о законности отказа Управления, указав, что в данном случае изменение вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках", принадлежащего Мироновой Т.В. земельного участка, на вид разрешенного использования - "для ведения садоводства" приведет к тому, что земельный участок будет выведен из-под режима специального правового регулирования, установленного вышеназванными нормами в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку принадлежащий Мироновой Т.В. земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии со статьями 7, 77 ЗК РФ, Законом N 101-ФЗ, Законом N 172-ФЗ изменение вида разрешенного использования данного участка возможно только после его перевода из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, так как правовой режим земель определяется исключительно исходя из его принадлежности к данной категории.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В части 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
На основании части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок 9 проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Из положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Из материалов дела следует, что решением сельского совета депутатов Аносинского сельского поселения N 24-2 от 25.08.2021 внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки МО "Аносинское сельское поселение", земельный участок, в том числе с кадастровым номером N отнесен к Зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
Из Выписки из Правил землепользования и застройки МО "Аносинское сельское поселение", утвержденных решением Совета депутатов Аносинского сельского поселения от 29.12.2018 N 4-2 следует, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Мироновой Т.В. относится к зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственного назначения. К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относится, в том числе, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (1.16). Вид разрешенного использования - для ведения садоводства в данных ПЗЗ отсутствует.
Статус записи об объекте недвижимости является актуальным (выписка из ЕГРН по состоянию на 15.02.2022), из чего следует, что изменений в государственный реестр недвижимости не вносилось.
Из пояснений специалиста Туманова Н.М. следует, что земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях, отнесенных к сельскохозяйственным видам угодий, пашням. Представила выкопировку из дела, согласно которой данный земельный участок относится к видам угодий - пашни. Номер контура - это не земельный участок, а вид угодий, на котором располагаться могут несколько земельных участков. То обстоятельство, что на данном земельном участке уже выросли сады допускает возможным, сведения о трансформации вида угодий "пашни" в вид угодий "сады - многолетние насаждения" никто (ни администрация сельского поселения, ни правообладатель) в Росреестр не направлял. Направление данной информации - обязанность правообладателя. Если правообладатель на своем земельном участке занимается не посевами, а другими сельхозугодьями, он обязан обратиться в орган власти, который выносит решение о трансформации вида угодий. Эти сведения направляются правообладателем в Росреестр. У данного земельного участка категория земель не менялась, вид угодий не менялся.
Следовательно, Мироновой Т.В. не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером: N, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, переведен в установленном порядке в иную категорию земель, в том числе, в земли населенного пункта, в связи с чем, оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению лица N КУВД-001/2021-55401482/1 от 10.01.2022, не имеется.
Апелляционная жалоба по содержанию повторяет доводы административного истца в суде первой инстанции, которые правильно отвергнуты судом как основанные на ошибочном понимании норм земельного законодательства; новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного по делу решения, административный истец не приводит.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мироновой Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи О.А.Шнайдер
Э.В. Ялбакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.