Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г, при секретаре Степановой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело N3а-139/2022 по административному исковому заявлению Ошейко Олега Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установил:
Ошейко О.А. в лице представителя Милованцевой Т.С. через интернет-портал ГАС "Правосудие" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м. по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 9933000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 122268908, 96 руб. по состоянию на 01 января 2014 года. Вместе с тем, как следует из отчета об оценке рыночной стоимости N0810-2022 от 20.04.2022, подготовленному ООО "Лаборатория Финансовых Исследований", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 01 января 2014 года составляла 9933000 рублей.
Кадастровая стоимости земельного участка, установленная по состоянию на 01 января 2014 года в размере 122268908, 96 рублей, значительно превышает рыночную стоимость данного объекта недвижимости, чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.
Также просил восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что оспариваемая кадастровая стоимость до настоящего времени является действующей.
Определением судьи Томского областного суда от 27 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Томской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.
Определением судьи Томского областного суда от 19 мая 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Города Томска.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В письменном отзыве представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Камышников А.В. указал, что оспариваемая кадастровая стоимость определена по результатам государственной массовой кадастровой оценки, утверждена постановлением администрации Города Томска N1240 от 24.11.2014, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области самостоятельного акта по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка не составлялось. При принятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Учреждение полагается на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные Ошейко О.А. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Судом установлено, следует из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, что земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: /__/, с 11 апреля 2022 года находится в собственности Ошейко О.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.04.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу (почтовый адрес ориентира): /__/ составляет 122268908, 96 руб, определена
постановлением администрации Города Томска N1240 от 26.11.2014г. по состоянию на 01.01.2014.
Ошейко О.А. является плательщиками земельного налога в силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которого исчисляется исходя из результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, что указывает на заинтересованность административного истца в установлении размера кадастровой стоимости участка, находящегося в его собственности, как налогооблагаемой базы.
При таких обстоятельствах обращение Ошейко О.А. в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением администрации Города Томска N1240 от 26.11.2014 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования "Город Томск". Кадастровая стоимость земельных участков, в том числе спорного земельного участка, определена по состоянию на 01.01.2014, сведения о ней внесены в государственный реестр недвижимости 01.01.2015. В суд с административным иском Ошейко О.А. обратился 24 апреля 2022 года.
Учитывая, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов муниципального образования "Город Томск", оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд считает возможным восстановить срок для обращения в суд, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ был представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка N1810-2022 от 20 апреля 2022 года, подготовленный ООО "Лаборатория Финансовых Исследований", в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: /__/ по состоянию на 01 января 2014 года составляет 9933000 рублей.
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" соблюдены. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Ответственность оценщика А. и ООО "Лаборатория Финансовых Исследований" застрахована в установленном порядке и размере.
Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на 01 января 2014 года, то есть на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО N 3 составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, виде разрешенного использования, удаленность от центра города, транспортная доступность, развитость социально-бытовой инфраструктуры.
Оценщик произвел анализ рынка предложений земельных участков, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход и обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.
Из предложений по продаже земельных участков оценщиком выбрано три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки. За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м общей площади земельных участков как наиболее объективный показатель.
Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками, заинтересованными лицами вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено. Каких-либо замечаний к представленному суду отчету участники процесса не высказали, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке N1810-2022 от 20.04.2022 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира /__/ по состоянию на 01 января 2014 года подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзацах 3, 4 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд в электронном виде - 24 апреля 2022 года.
Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая в силу пункта 4 данного Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела оспариваемая кадастровая стоимость утверждена постановлением администрации Города Томска N1240 от 26.11.2014 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования "Город Томск".
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении требований к муниципальному образованию "Город Томск", поскольку органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является администрация Города Томска, а не муниципальное образование "Город Томск".
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ошейко Олега Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: /__/ равной его рыночной стоимости в размере 9933000 (девять миллионов девятьсот тридцать три тысячи) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.
Датой подачи заявления в суд считать 24 апреля 2022 года.
В удовлетворении требований к Муниципальному образованию "Город Томск" Ошейко Олегу Анатольевичу отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.