Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г, судей Тимофеевой А.А. и Мостовенко Н.Р, при секретаре Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибраимовой Заремы Халиловны к государственному инспектору Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Стрикановой Ксении Олеговне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании предписания, заинтересованные лица: администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, гаражно-строительный кооператив "ФОРТ", отделение судебных приставов по Центральному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым, по апелляционной жалобе представителя Ибраимовой Заремы Халиловны - Обухова Валерия Владимировича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, установила:
Ибраимова З.Х. действуя через представителя Обухова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Стрикановой К.О. от 22 ноября 2021 года N 13. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что проверочные мероприятия проведены с нарушением статей 76, 87, 88, 89 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2022 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Ибраимовой З.Х. - Обухов В.В, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2022 года и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы приводит доводы указанные в административном иске, а также ссылается на то, что судом не приняты во внимание доказательства, подтверждающие фальсификацию представленных ответчиком документов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
29 марта 2021 года государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Стрикановой К.О. было вынесено предписание N 12, которым Ибраимовой З.Х. предписывалось в срок до 29 июля 2021 года устранить допущенные нарушения земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 43, 3 кв.м, расположенного в районе многоквартирных жилых домов N по "адрес" и домом N по
"адрес".
В вязи с истечением срока исполнения предписания, на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", 29 октября 2021 года заместителем председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Титковым К.С. принято решение N о проведении внеплановой выездной проверки в отношении земельного участка площадью 43, 3 кв.м, расположенного в районе многоквартирных жилых домов N по "адрес" и домом N по "адрес".
29 октября 2021 года Ибраимовой З.Х. было направлено извещение о проведении внеплановой выездной проверки, которое было получено Ибраимовой З.Х. 03 ноября 2021 года (л.д. 67).
22 ноября 2021 года государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Стрикановой К.О. был составлен Акт проверки
N 936, в котором зафиксировано, что на указанном выше земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, расположен гараж, который используется Ибраимовой З.Х. без разрешительных документов на земельный участок.
Государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Стрикановой К.О. 22 ноября 2021 года выдано предписание, которым предписывалось Ибраимовой З.Х. в срок до 21 апреля 2022 года устранить указанные нарушения путём освобождения самовольно занятого земельного участка, либо оформлением прав на земельный участок или иными способами не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Административным истцом оспаривается законность предписания от 22 ноября 2021 года.
Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (пункт 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения (пункт 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081 утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
Подпунктом "а" пункта 43 указанного Положения, предусмотрено, что контрольные (надзорные) мероприятия органами государственного надзора проводятся в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 - 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Из решения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о проведении внеплановой, выездной проверки, следует, что основанием для проведения проверки послужило истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Поскольку административным ответчиком ранее выдавалось предписание Ибраимовой З.Х. об устранении вывяленных нарушений (предписание государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Стрикановой К.О. от 29 марта 2021 года N 12), срок исполнения которого истёк, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для принятия решения о проведении проверки.
В ходе проверки было установлено, что Ибраимова З.Х. использует муниципальный земельный участок, без соответствующих разрешительных документов.
Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240 утверждён Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее Административный регламент).
Согласно пункту 129 Административного регламента, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
В соответствии с пунктом 132 Административного регламента, срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учётом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев.
Оспариваемое предписание соответствует указанным требованиям закона, в связи с чем суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемое предписание содержит чёткие, ясные и последовательные формулировки его исполнения.
Нарушений при проведении проверки норм, на которые ссылается административный истец, контролирующим органом не допущено.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в административном исковом заявлении, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2022 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Ибраимовой Заремы Халиловны - Обухова Валерия Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: А.А. Тимофеева
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.