Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Междуречье Авто" (далее - ООО "Междуречье Авто") Сиротина Р.Л. на вступившее в законную силу постановление и.о. судьи Междуреченского районного суда Вологодской области от 28 октября 2021 года и решение судьи Вологодского областного суда от 20 декабря 2021 года, вынесенные в отношении ООО "Междуречье Авто" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением и.о. судьи Междуреченского районного суда Вологодской области от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 20 декабря 2021 года, ООО "Междуречье Авто" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Сиротин Р.Л. выражает несогласие с названным постановлением мирового судьи, ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и допущенные процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
В соответствии с подпунктами "к" и "н" пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами лицензиат обязан выполнять лицензионные требования, в том числе соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей; обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з"-"к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424, при суммированном учете рабочею времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (пункт 6).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
В соответствии с пунктом 14 Порядка результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно, в которых указывается следующая информация о работнике:
дата и время проведения медицинского осмотра;
фамилия, имя, отчество работника;
пол работника;
дата рождения работника;
результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии пунктами 12 настоящего Порядка;
подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
подпись работника.
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра п вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункт 16 Порядка).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на 97 км 600 м ФАД "Холмогоры" в "адрес" произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего ООО "Междуречье Авто" автобуса "NEOPLAN", государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО2, в результате которого 22 человека получили травмы различной степени тяжести.
ООО "Междуречье Авто" имеет лицензию N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок пассажиров автобусами лицензиата на основан договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, перевозок автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Дорожно-транспортное происшествие послужило основанием для проведения на основании поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации Прокуратурой Вологодской области проверки в отношении ООО "Междуречье Авто", в результате которой выявлены нижеследующие нарушения, являющиеся грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией:
- при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 10 часов. Согласно выгрузке с карт водителей тахографов установлено, что рабочая смена водителя ФИО3 за период с 06 часов 05 минут ДД.ММ.ГГГГ по 19 часов 57 минут ДД.ММ.ГГГГ составила 27 часов 52 минуты; водителя ФИО4 за период с 06 часов 26 минут ДД.ММ.ГГГГ по 14 часов 07 минут ДД.ММ.ГГГГ составила 31 час 41 минуту; водителя ФИО5 за период с 06 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 00 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ составила 18 часов 15 минут; водителя ФИО6 за период с 05 часов 48 минут ДД.ММ.ГГГГ по 21 час 14 минут ДД.ММ.ГГГГ составила 15 часов 26 минут, что является нарушением требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункта "к" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", пункта 6 приказа Минтранса России от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей";
- не обеспечено проведение предсменных, предрейсовых и иослесмепных медицинских осмотров в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации, что выразилось в отсутствии в журнале регистрации предрейсового медицинского осмотра информации о прохождении водителем ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 00 минут предрейсового медицинского осмотра при наличии в путевом листе отметки о прохождении указанным лицом осмотра, что является нарушением требований пункта 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н, подпункта "н" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами";
- в штампах о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров в путевых листах имеются подпись и расшифровка подписи медицинского работника ФИО8, согласно журналу регистрации предрейсовогс медицинского осмотра осмотры проводила медицинский работник ФИО9, что является нарушением требований пункта 16 Порядка проведения предсменных предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н, подпункта "и" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности w перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Обстоятельства совершения ООО "Междуречье Авто" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ООО "Междуречье Авто", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии ООО "Междуречье Авто" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Междуречье Авто" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Междуречье Авто" в пределах санкции части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 3.2 статьи 4.1 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление и.о. судьи Междуреченского районного суда Вологодской области от 28 октября 2021 года и решение судьи Вологодского областного суда от 20 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Междуречье Авто" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Междуречье Авто" Сиротина Р.Л. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.