г. Санкт-Петербург
15 июля 2022 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бельмас Н.А, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу ООО "Балт-Девелопмент" на определение судьи Калининградского областного суда от 08 декабря 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Балт-Девелопмент" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Балт-Девелопмент" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и установить ее равной рыночной стоимости на состоянию на 1 января 2019 года.
Определением судьи Калининградского областного суда от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года, в принятии административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции административный истец, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, ставит вопрос об отмене указанных определений.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, наряду с КАС РФ регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона года N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению норм статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
С даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 указанного федерального закона; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Оспариваемая кадастровая стоимость установлена постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года N 788 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года", проведенной в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ.
Установленная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость вышеперечисленных земельных участков являлась актуальной и не пересматривалась.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года N 754 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - с 1 декабря 2021 года.
Таким образом, с 1 декабря 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в Калининградской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 названного Федерального закона.
Установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости".
Отказывая в принятии административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспаривание результатов действующей кадастровой стоимости подлежит рассмотрению в ином, внесудебном порядке, так как с 1 декабря 2021 года на территории Калининградской области рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в порядке статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке осуществляется ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости". В свою очередь принятое решение ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости" может быть оспорено в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что, поскольку административный истец обратился с административным исковым заявлением 2 декабря 2021 года, в связи с этим при рассмотрении заявления ООО "Балт - Девелопмент" подлежит применению новое правовое регулирование, предусмотренное статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ и не применяются положения статьи 22 данного закона.
Такие выводы судьи суда первой инстанции и судьи суда апелляционной инстанции нахожу основанными на неправильном применении норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Калининградского областного суда от 08 декабря 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Балт-Девелопмент" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Балт-Девелопмент" - без удовлетворения.
Определение судьи Калининградского областного суда от 08 декабря 2021 года, апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Н.А. Бельмас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.