Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кочергина А. А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года по административному делу N 2а - 879/2021 по административному исковому заявлению Кочергина А. А. к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута", Совету МО ГО "Воркута" о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы МО ГО "Воркута", обязании рассмотреть вопрос о допуске к участию в конкурсе, признании незаконным решения Совета МО ГО "Воркута".
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Кочергина А.А. адвоката Рочевой И.О, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Кочергин А.А. обратился в суд с административным иском к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута", Совету МО ГО "Воркута" (с учетом уточнений) о признании незаконным пункта 2 решения Совета МО ГО "Воркута" от 23 сентября 2020 года N 9 в части назначения членами конкурсной комиссии граждан Волок В.Б, Бакаева С.А, Поляковой Л.П.; признании незаконным бездействия Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" 10 марта 2021 года, выразившееся в не рассмотрении документов Кочергина А.А, предоставленных для участия в конкурсе; обязании рассмотреть документы кандидата на замещение должности главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" Кочергина А.А. с принятием решения по результатам рассмотрения в соответствии с законом; признании незаконным и необоснованным отказа Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" Кочергину А.А. в признании его кандидатом на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" в рамках конкурса, проводимого 10-12 марта 2021 года по причине предоставления им как кандидатом сведений о доходах, заведомо недостоверных и неполных, и обязать отменить этот отказ; признании незаконным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" от 10 марта 2021 года без номера; признании незаконным решения Совета МО ГО "Воркута" от 12 марта 2021 года N 101 "О назначении на должность Главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута"; обязании Совета МО ГО "Воркута" сформировать конкурсную комиссию и провести повторно конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО
"Воркута".
В обоснование иска административный истец указывает, что Советом МО ГО "Воркута" в нарушение своей компетенции членами конкурсной комиссии назначены лица, отсутствующие в составе депутатского корпуса МО ГО "Воркута" или администрации, идентифицирующие признаки которых не указаны. Решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" принято Советом МО ГО "Воркута" 17 декабря 2020 года, 18 декабря 2020 года размещено объявление на сайте администрации. 23 декабря 2020 года Кочергин А.А. направил в адрес уполномоченного органа Республики Коми ? Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своей супруги и несовершеннолетних детей по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года N 460, заполненной с использованием специального программного комплекса "Справки БК". Представленные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера подтверждаются справками 2-НДФЛ с места работы Кочергина А.А. и его супруги, справками банков и пенсионных органов. 11 января 2021 года административный истец подал в конкурсную комиссию заявление об участии в конкурсе и документы в полном объёме. 10 марта 2021 года конкурсная комиссия отказала Кочергину А.А. в признании кандидатом на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута", установив предоставление им заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, что изложено в письме за подписью секретаря комиссии Распопиной И.И. Письмо не имеет даты, регистрационных данных, реквизитов получателя и отправителя письма; ссылка на какое-либо решение конкурсной комиссии отсутствует, в связи с чем, административный истец полагает, что его документы не рассмотрены конкурсной комиссией.
Письмо административный истец считает незаконным, поскольку форма письма не предусмотрена в составе документов, принимаемых и оформляемых конкурсной комиссией, а также в письме отсутствует подпись председателя конкурсной комиссии, а также в письме упоминается о якобы проведенной проверке сведений о доходах, предоставленных административным истцом как кандидатом. Сведений о проверке в адрес Кочергина А.А. не направлялось, оснований для ее проведения не имелось. Решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" от 10 марта 2021 года Кочергин А.А. полагает незаконным, так как конкурсная комиссия нарушила процедуру отбора кандидатов, не рассмотрев его документы; приняла решение о предоставлении на рассмотрение Совета МО ГО "Воркута" кандидату в отсутствие проверочных мероприятий в соответствии со статьей 21 Закона РФ "О государственной тайне"; не содержит подписи секретаря конкурсной комиссии. 12 марта 2021 года состоялось очередное заседание Совета МО ГО "Воркута" на котором рассмотрен вопрос о назначении на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута", решением N 101 назначен Шапошников Я.А. Данное решение административный истец полагает незаконным, поскольку Совет не располагал полным списком кандидатов при отсутствии в нем самого Кочергина А.А, а также Совет оценивал кандидатуры лиц, в отношении которых отсутствовали сведения о результатах проверочных мероприятий в соответствии со статьей 21 Закона РФ "О государственной тайне".
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года, отказано в удовлетворении требований Кочергина А.А.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 мая 2022 года, Кочергин А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 23 сентября 2020 года решением Совета МО ГО "Воркута" N9 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение Совета МО ГО "Воркута" от 23 сентября 2020 года N 9 опубликовано в Информационном вестнике МО ГО "Воркута" N 18 (117) от 24 сентября 2020 года, а также 24 сентября 2020 года на официальном сайте администрации городского округа "Воркута".
Данный конкурс признан несостоявшимся.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 17 декабря 2020 года N 52 повторное проведение конкурса на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" назначено на 10 марта 2021 года, установлено время подачи документов: с 21 декабря 2020 года по 11 января 2021 года личное заявление и документы, указанные в подпунктах 1-3, 8, 9 12-15 пункта 4.3 Положения; с 21 декабря 2020 года по 20 февраля 2021 года документы, указанные в подпунктах 4-7, 10, 11 пункта 4.3 Положения; с 21 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года документы, указанные в пункте 4.4 Положения (в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции).
18 декабря 2020 года сообщение о проведение конкурса и требования к кандидатам размещены на официальном сайте администрации МО ГО "Воркута".
23 декабря 2020 в Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции Кочергиным А.А. представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетнего ребенка. Кроме того, 11 января 2021 года от Кочергина А.А. поступили дополнительные документы.
Из поданных в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции справок о доходах следует, что они составлены Кочергиным А.А. с использованием версии 2.4.0.0 (равно 2.4). Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года N 13 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" в Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" и в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную этим Указом, внесен ряд изменений. Следовательно, актуальная форма справки, с учетом внесенных изменений, была доступна в программе под версией 2.4.4.
29 декабря 2020 года Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции направило в Конкурсную комиссию письмо относительно представленных Кочергиным А.А. сведений, указав, что обязанность представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кочергиным А.А. надлежащим образом не исполнена, поскольку представленные справки не соответствуют требованиям действующего Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", не учтены изменения в форме справки, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года N 13, вступившие в законную силу с 01 июля 2020 года.
Уведомлением конкурсной комиссии Кочергину А.А. сообщено об отказе в признании кандидатом на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" на основании подпункта 3 пункта 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686.
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" 10 марта 2021 года конкурс признан состоявшимся; на рассмотрение Совета МО ГО "Воркута" представлены три кандидатуры: Шапошников Я.А, Камкин А.А, Фенёв И.В.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 12 марта 2021 года N 101 на должность главы МО ГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута" с 13 марта 2021 года назначен Шапошников Я. А.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суды, руководствуясь положениями статей 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 2.1, 2.3, 2.5, 2.8, 3.4, 4.1-4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1-6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686, статьей 44 Устава муниципального образования городского округа "Воркута", принятого Советом МО городского округа "Воркута" 27 февраля 2006 года, исходили из установленного обстоятельства предоставления Кочергиным А.А. документов с нарушением подпункта 3 пункта 6.6 Положения о конкурсе (предоставление кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных).
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По смыслу положений статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.
В соответствии со статьей 44 Устава муниципального образования городского округа "Воркута", принятого Советом МО городского округа "Воркута" 27 февраля 2006 года, Глава городского округа - руководитель администрации городского округа является высшим должностным лицом городского округа "Воркута", наделяется данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава городского округа избирается Советом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, сроком на 5 лет. Для определения кандидатов на должность главы городского округа Совет городского округа объявляет конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа в соответствии с утвержденным Советом городского округа порядком.
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО городского округа "Воркута" от 12 ноября 2019 года N 686, лицо, желающее участвовать в конкурсе (кандидат), подает в конкурсную комиссию личное заявление, к которому прилагаются соответствующие документы.
Пунктом 2.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" для проведения конкурса предусмотрено образование конкурсной комиссия в составе 6 человек.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения кандидатуры членов конкурсной комиссии, назначаемых Советом, вносятся председателем Совета, депутатскими объединениями (фракциями), представленными в Совете округа, депутатами (депутатом) Совета округа.
Члены конкурсной комиссии назначаются решением Совета, принятым большинством голосов от установленной численности депутатов Совета.
Пунктом 2.8 Положения предусмотрено, что решения конкурсной комиссии оформляются протоколами и (или) решениями, которые подписываются председательствующим и секретарем конкурсной комиссии.
В соответствии с пунктом 4.4 Положения сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются кандидатом по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 6.1-6.4 Положения конкурс проводится в течение одного рабочего дня в форме конкурса документов. Обсуждение и конкурсный отбор кандидатов осуществляются на закрытых заседаниях конкурсной комиссии. Комиссия принимает решение по кандидатам, руководствуясь законодательством и условиями конкурса. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата.
В день проведения конкурса конкурсная комиссия рассматривает документы, представленные кандидатами; заключение секретаря конкурсной комиссии по представленным документам, подготовленное в соответствии с пунктом 5.2 Положения; заключение секретаря конкурсной комиссии о результатах проверки (при ее проведении), подготовленное в соответствии с пунктом 5.3 Положения; заключение секретаря конкурсной комиссии, по итогам проверки в соответствии с пунктом 5.4 Положения.
По результатам конкурса в отношении каждого кандидата конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута"; 2) об отказе в признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (пункт 6.5 Положения).
В пункте 6.6 указанного Положения установлено, что решение об отказе в признании кандидатом на должность главы городского округа "Воркута" - руководителя администрации городского округа "Воркута" принимается при выявлении следующих оснований: 1) представление документов, предусмотренных пунктом 4.3, и сведений, указанных в них, не в полном объеме; 2) непредставление кандидатом сведений о доходах; 3) представление кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных; 4) несвоевременное представление документов; 5) выявление: а) в документах, предусмотренных пунктом 4.3, недостоверных или неполных сведений, подложных документов или ложных сведений; б) наличия ограничений, установленных избирательным законодательством Российской Федерации для избрания на муниципальную должность; 6) несоответствие кандидата требованиям, установленным пунктом 4.1, подпунктами "а", "б" пункта 4.2 настоящего Положения; 7) выявление по результатам проверки, проводимой в соответствии с пунктами 5.2, 5.3 настоящего Положения, недостоверности или неполноты сведений о доходах, представленных кандидатом; 8) наличие обстоятельств, являющихся в соответствии с законодательством о государственной тайне, основанием для отказа кандидату в допуске к государственной тайне.
Судами установлено отсутствие нарушений при формировании состава Конкурсной комиссии, объявлении конкурса, а также соблюдение Конкурсной комиссией процедуры проведения конкурса на должность главы МОГО "Воркута" - руководителя администрации МО ГО "Воркута". Действия Конкурсной комиссии по отказу Кочергину А.А. в признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа "Воркута" - руководителя администрации муниципального образования городского округа "Воркута" признаны судом законными, принятыми в пределах компетенции уполномоченным составом лиц.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения судами и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года по административному делу N 2а - 879/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Кочергина А. А. - без удовлетворения.
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.