Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю, судей: Рогачевой В.В. и Широкова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кругловой Екатерины Юрьевны на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 ноября 2021 года по делу N 2-1214/2021 по иску Кругловой Екатерины Юрьевны к Стрелко Валентине Прокопьевне и Стрелко Максиму Юрьевичу о признании принявшей наследство, признании права собственности на долю в наследственном имуществе.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Круглова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Стрелко В.П. и Стрелко М.Ю. о признании её фактически принявшей наследство после смерти Стрелко Ю.Л, наступившей 24.03.2020, и признании за нею права собственности на 1/2 долю наследственного имущества: квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; автомобиля марки "Рено Дастер"; прицепа к легковому автомобилю модели КМЗ 8284; гаражного бокса N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование своих требований истица указала, что с марта 2015 года совместно проживала со Стрелко Ю.Л. в одной квартире, они вели общее хозяйство, между ними сложились фактические семейные отношения. Стрелко Ю.Л. содержал и воспитывал несовершеннолетнего сына истицы. 21 марта 2020 года Круглова Е.Ю. и Стрелко Ю.Л. подали в органы ЗАГС совместное заявление о заключении брака, регистрация которого была назначена на 24.03.2020. Между тем, брак зарегистрирован не был, поскольку 24.03.2020 Стрелко Ю.Л. умер. В настоящее время истица полностью содержит наследственное имущество, что свидетельствует о фактическом принятии ею наследства. В выдаче свидетельства о праве на наследство Кругловой Е.Ю. нотариусом было отказано.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 марта 2021 года, с учетом дополнительного решения от 06 сентября 2021 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 ноября 2021 года, в удовлетворении иска Кругловой Е.Ю. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 03 февраля 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 февраля 2022 года, истица Круглова Е.Ю. просит об отмене решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 ноября 2021 года, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных ею требований.
В возражениях на кассационную жалобу ответчица Стрелко В.П. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Кругловой Е.Ю, ответчиков Стрелко В.П. и Стрелко М.Ю. и третьего лица нотариуса Истоминой Е.А, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с марта 2015 года истица Круглова Е.Ю. совместно проживала со Стрелко Ю.Л. Указанные лица вели совместное хозяйство, имели общий бюджет.
21 марта 2020 года Круглова Е.Ю. и Стрелко Ю.Л. подали заявление в органы ЗАГС о заключении брака, регистрация которого была назначена на 24.03.2020. Между тем, брак зарегистрирован не был, поскольку 24.03.2020 Стрелко Ю.Л. умер.
Как следует из материалов наследственного дела Стрелко Ю.Л, с заявлениями к нотариусу о принятии наследства обратились Круглова Е.Ю, Стрелко М.Ю. (сын наследодателя) и Стрелко В.П. (мать наследодателя).
В состав наследства вошло следующее имущество: квартира, расположенная по адресу: "адрес"; автомобиль "Рено Дастер"; прицеп к легковому автомобилю модели КМЗ 8284; гаражный бокс N, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением от 16.06.2020 нотариус нотариального округа города Северодвинска Истомина Е.А. отказала Кругловой Е.Ю. в выдаче свидетельства о праве на наследство и свидетельств о праве собственности к имуществу Стрелко Ю.Л, поскольку Круглова Е.Ю. наследником умершего по закону не является.
Разрешая спор и отказывая Кругловой Е.Ю. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст.ст. 1, 10 СК РФ, ст.ст.218, 111, 1112, 1142-1145, 1147, 1148, 1151 ГК РФ, и исходил из того, что брак между Кругловой Е.Ю. и Стрелко Ю.Л. зарегистрирован не был; иные правовые основания для вступления истицы в наследство и признания за нею права собственности на имущество в порядке наследования по закону отсутствуют.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений семейного и гражданского законодательства.
В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п.2 ст.1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
В соответствии со ст. 10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Учитывая изложенное, судами правильно указано, что только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия и влечет охрану личных неимущественных и имущественных прав граждан.
Действующее законодательство лиц, состоявших в фактических брачных отношениях с умершим наследодателем, ни к числу наследников первой очереди по закону, ни к числу наследников последующих очередей не относит. Совместное проживание мужчины и женщины не является браком и не влечет для сожителей юридических последствий в отношении их личных и имущественных прав.
Доводы кассационной жалобы о наличии воли наследодателя на заключение брака с истицей, подтвержденной подачей соответствующего заявления в органы ЗАГС, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу положений ст.10 СК РФ права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Возможность применения к спорным правоотношениям по аналогии положений законодательства о приватизации жилищного фонда и относящихся к ним разъяснений Пленума ВС РФ, на что ссылается истица в своей кассационной жалобе, согласно которым если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то данное обстоятельство может послужить основанием для включения указанного жилого помещения в состав наследства, отсутствует.
В силу ст.5 СК РФ гражданское законодательство может быть применено к отношениям между членами семьи по аналогии закона только в том случае, если им урегулированы сходные отношения.
Вместе с тем, отношения между лицами, имеющими намерение вступить в брак, и гражданином, выразившим желание приватизировать занимаемое им жилое помещение, сходными не являются.
Таким образом, доводы кассационной жалобы истицы основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих права и обязанности супругов и наследственные права, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кругловой Екатерины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.