Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Лепской К.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 декабря 2021 года по делу N2-6808/2020 по иску ФИО1 к администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснение лиц участвующих в деле: представителя истца - ФИО4, действующего на основании доверенности от "адрес"7 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеевой Е.Б, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N/юр,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании выдать ему специальное удостоверение единого образца, гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обосновании требований указал, что он является пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; в период с 07.04.1988 г. по ДД.ММ.ГГГГ проживал в населенном пункте пос. Непобедимый Красногорского района Брянской области, который согласно распоряжению Правительства РФN 237-р от 28.12.1991 г. относится к зоне с правом проживания на отселение, а также согласно Постановлению Правительства РФ N 1074 от 08.10.2015 указанный населенный пункт с 01.12.1998 относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В указанной зоне истец проживал в течение 1 года 3 месяцев, а, следовательно, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
08.05.2019 истец обратился в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче ему соответствующего удостоверения, в выдаче которого отказано, с чем истец не согласен.
Решение Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
В суде кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке администрации Красногорского района Брянской области в период с 07.04.1988 года по 13.07.1989 года был зарегистрирован в п. Непобедимый Красногорского района Брянской области в доме, принадлежащем матери истца, ФИО6, проживание явилось постоянным.
Согласно записям в трудовой книжки истца в период с 01.09.1980 года по 20.07.1983 года значится учеба в СПТУ -54; с 30.10.1983 года по 17.12.1985 года служба в рядах Советской Армии; с 07.03.1986 года по 20.03.1988года работа в должности машиниста-экскаватора Ленинградское специализированное управление; с 12.04.1988 года по 12.10.1988 года работа в колхозе "Большевик" Красногорского района трактористом; с 16.01.1989года по 12.04.1989 года работа оператором в Красногорском РПУ.
Согласно сведениям из похозяйственней книги за 1986-1990 г. ФИО1 прибыл из г. Ленинграда, где работал с апреля 1985 года и убыл в г. Ленинград 13.07.1989 года.
Поселок Непобедимый Красногорского района Брянской области в соответствии с перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.1991 г. N 237-р относился к зоне проживания с правом отселения в период с 26.04.1986 по 31.01.1998г, а в дальнейшем в соответствии с постановлением Правительства РФ N1074 от 08.10.2015 года данный населенный пункт с 01.02.1998года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
08.05.2019г. истец обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга по вопросу выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Принято решение о выдаче данного документа (протокол N 16 от 21.05.2019 г, распоряжение администрации от 24.05.2019 г. N 2086-р).
Вместе с тем, Управлением адресной социальной политики Санкт - Петербурга в оформлении и выдаче удостоверения для граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцу отказано со ссылкой на положения ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно ч. 2 которой гражданам, переселившимся после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения, а затем добровольно выехавшим на новое место жительства, меры социальной поддержки предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне.
Разрешая заявленные требования, в результате анализа подлежащих применению норм права, суд первой инстанции пришел к выводу, что, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
При этом, суд указал, поскольку истец добровольно прибыл на территорию зоны отселения после 30.06.1986 г. (с 07.04.1988 года), то по объему прав, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он приравнивается к лицам, переселившимся после 30.06.1986г. на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, в этой связи предоставление льгот и выдача удостоверения возможна только при условии получения истцом права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне.
На момент аварии на ЧАЭС истец не проживал и не находился на территории зоны отселения, (до декабря 1985 г. он проходил службу в рядах Советской Армии) то есть, истец не пострадал в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, а поэтому он не подпадает под категорию граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N1244-1.
Согласно ответу УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга у ФИО1 право на пенсию возникает в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ "О страховых пенсиях".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи ФИО1 удостоверения единого образца о праве на льготы лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем отказа в удовлетворении заявленных требований.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом, Закон от 15.05.1991 устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом от 15.05.1991 меры социальной поддержки, установлен частью первой статьи 13, к числу которых, в том числе относятся :
-граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6);
-граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9);
-граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11);
Из положений Закона от 15.05.1991 усматривается, что законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга при принятии решения об отказе в выдаче соответствующего удостоверения руководствовалась Порядком, утвержденным Приказом МЧС России. Минздравсоцразвития России. Минфина России от 11.04.2006 года N228/271 /63н "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Указанный порядок предусматривал выдачу удостоверений как гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, так и гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны проживания с правом на отселение.
Так как меры социальной поддержки, предусмотренные Законом от 15.05.1991, для вышеуказанных категорий граждан различаются, то выдача удостоверений единого образца предусматривается по различным основаниям в соответствии со специально установленными условиями.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона от 15.05.1991 гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 Закона от 15.05.1991; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13) в случае их добровольного переселения из указанной зоны на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.04.2018 N 961-0 указывает, что устанавливая в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" систему мер социальной защиты граждан, пострадавших от данной катастрофы, законодатель предусмотрел их дифференциацию в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу таких граждан, а также с учетом степени риска, обусловленного радиационным воздействием на население в связи с проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы. В этих целях в статье 13 Закона был закреплен перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим имеющих право на меры социальной защиты, а в его статьях 14-22 для каждой из таких категорий граждан предусмотрены возмещение вреда и меры социальной поддержки с определением в ряде случаев условий их предоставления.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 29.10.2020 N 2531-0, согласно части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства приобретают право на меры социальной поддержки, установленные статьей 17 данного Закона, лишь при условии получения в соответствии со статьей 32 и примечанием к его статье 35 права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на такого рода территорию, а затем выехавших с нее на другое место жительства.
Суды нижестоящих инстанций при разрешении спора правомерно ссылаются на часть 2 статьи 22 Закона от 15.05.1991.
Таким образом, в результате рассмотрения спора суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что правовых оснований для выдачи ФИО1 удостоверения единого образца о праве на льготы, как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется, поскольку не соблюдено условие получения права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.