Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Нагуляк М.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-344/2021 по иску Тимачевой Елены Вячеславовны о признании незаконным решения ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс")" Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел "Мирный" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении Тимачевой Елены Вячеславовны составом семьи из одного человека в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства по кассационной жалобе Тимачевой Елены Вячеславовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 8 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тимачева Е.В. обратилась в суд с иском к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс")" Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел "Мирный" о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности включить ее составом семьи из одного человека в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства с 23 мая 2016 г.
В обосновании иска указано, что Тимачева Е.В. проходила военную службу, с которой уволена в отставку по состоянию здоровья, 7 сентября 2016 г. исключена из списков личного состава воинской части 42643, имеет выслугу в календарном исчислении более 22 лет. 27 апреля 2021 г. она обратилась в территориальный отдел "Мирный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс")" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением от 21 мая 2021 г. N29М-21/8 в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении ей отказано, поскольку на момент обращения с заявлением она не обладала статусом военнослужащей. Уточнив заявленные требования, просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении ее составом семьи из одного человека в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства с 27 апреля 2021 г.
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от31 августа 2021 года исковые требования Тимачевой Е.В. удовлетворены. Признано незаконным решение ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс")" Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел "Мирный") от 21 мая 2021 года N29М-21/8 об отказе в принятии Тимачевой Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства. Суд обязал ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс")" Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел "Мирный" повторно рассмотреть вопрос о принятии Тимачевой Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства с 27 апреля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 8 декабря 2021 года решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 31 августа 2021 г. отменено, принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тимачева Е.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии, указывает о наличии у нее оснований для постановки на учет.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимачева Е.В. с 2 марта 1994 г. проходила военную службу.
На основании приказа командира войсковой части 13991 от 2 сентября 2016 г. N163/ком Тимачева Е.В. уволена с военной службы на основании подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья (признание военно-врачебной комиссией не годным к военной службе), исключена из списков личного состава воинской части с 7 сентября 2016 г. Выслуга в календарном исчислении составила более 22 лет.
В период прохождения военной службы Тимачева Е.В. проживала в жилом помещении - квартире за номером N дома N по ул. "адрес" в "адрес", предоставленном ее супругу ФИО1 на состав семьи из трех человек, включая супругу Тимачеву Е.В. (ордер от 11 апреля 2002 г. N169).
На основании решения мирового судьи судебного участка N1 г. Мирный Архангельской области от 7 марта 2008 г. брак между супругами ФИО1 и Тимачевой Е.В. прекращен.
Вступившим в законную силу решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 14 мая 2013 г. иск ФИО1 к Тимачевой Е.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" связи с признанием иска ответчиком удовлетворен.
Данным решением было установлено, что Тимачева Е.В. с октября 2011 г. в указанном жилом помещении не проживает. 18 июня 2013 г. Тимачева Е.В. снята с регистрационного учета в нем.
Вступившим в законную силу решением Мирнинского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2014 г. было признано незаконным оспариваемое Тимачевой Е.В. решение начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Архангельской области от 1 октября 2013 г. N29-41/79 об отказе во включении ее в список очередников на предоставление жилой площади по месту прохождения военной службы (служебного жилья).
Данным решением было установлено, что 7 августа 2013 г. Тимачева Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в чем ей вышеприведенным решением от 1 октября 2013 г. отказано по основанию намеренного ухудшения жилищных условий. Согласно выводу суда при решении вопроса о предоставлении служебного жилого помещения положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ не применимы.
В период с 9 октября 2013 г. по 28 февраля 2016 г. Тимачева Е.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес"
25 февраля 2015 г. Тимачева Е.В. обратилась к начальнику территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" г. Архангельск с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляем по договору социального найма, избрав местом своего постоянного жительства после увольнения г. Санкт-Петербург.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск от 24 апреля 2015 г. N29-21/19 Тимачевой Е.В. отказано в постановке на соответствующий учет в связи с намеренным ухудшением в 2013 г. жилищных условий (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).
Данное решение Тимачевой Е.В. не обжаловалось.
Согласно листу беседы перед увольнением от 25 марта 2016 г. Тимачева Е.В. выразила просьбу не исключать ее из списков личного состава воинской части до предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в г. Санкт - Петербурге.
В ту же дату 25 марта 2016 г. Тимачева Е.В. вновь обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляем по договору социального найма, избрав местом своего постоянного жительства после увольнения г. Санкт-Петербург.
Решением ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ отделение (территориальное, г. Архангельск) от 23 мая 2016 г. N29-21/24 Тимачевой Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с совершением действий по намеренному ухудшению жилищных условий, с даты совершения которых не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок (отказалась от права на приватизацию жилого помещения по адресу: "адрес", сохраняла право пользования данным жилым помещением, добровольно от него отказалась).
Данное решение Тимачевой Е.В. не обжаловано.
Из листа беседы с военнослужащим Тимачевой Е.В. от 23 июля 2016 г. следует, что прав на обеспечение жилым помещением по линии МО РФ Тимачева Е.В. не имеет (решение ФГКУ "Северное РУЖО" МО РФ N29-21/24 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), с увольнением Тимачева Е.В. не согласна, просьб не высказала.
Как следует из приказа командира войсковой части 13991 от 15 августа 2016 г. N98 об увольнении Тимачевой Е.В. с военной службы в отставку, права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ она не имеет.
В приказе от 2 сентября 2016 г. N163/ком об исключении из списков личного состава воинской части вопрос жилищного обеспечения Тимачевой Е.В. не разрешен.
После увольнения с военной службы, с 7 октября 2016 г. Тимачева Е.В. имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", проживает в данном жилом помещении с 1 ноября 2016 г. на основании соглашения с его собственником ФИО1 (бывшим супругом).
27 апреля 2021 г. Тимачева Е.В. обратилась с заявлением на имя начальника территориального отдела "Мирный" филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отделение (территориальное, г. Мирный) от 21 мая 2021 г. N29М-21/8 Тимачевой Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из одного человека, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, отсутствием на момент обращения статуса военнослужащего, и не представлением сведений о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства до увольнения из Вооруженных Сил РФ.
Разрешая настоящий спор и признавая решение ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 21 мая 2021 г N29М-21/8 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения со службы Тимачева Е.В. не была обеспечена жильем, при увольнении не выражала отказа от предоставления жилого помещения, просила уволить после предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге, неоднократно обращалась с заявлениями о принятии ее на учет, с увольнением была не согласна. Кроме того, у ответчика не имелось оснований для отказа в принятии Тимачевой Е.В. на учет в связи с тем, что на момент обращения она не являлась военнослужащей, поскольку само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, а заявительный характер обращения за постановкой на учет нуждающихся в получении жилья не является пресекательным.
Суд апелляционной инстанции с учетом статей 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 годаN 512, с таким выводом суда первой инстанции не согласился, указав, для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы, нуждающимся в жилом помещении, гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части, но поскольку на момент увольнения истец не была признана нуждающимся в жилом помещении и не могла быть признана таковым, возникновение у неё оснований являться нуждающимся в жилом помещении после прекращения правоотношений, вытекающих из прохождения военной службы, не порождает у неё права претендовать на обеспечение жильем в избранном после увольнения месте жительства по линии Министерства обороны РФ (спустя 5 лет).
При этом судом апелляционной инстанции были отклонены доводы истца о проживание на момент увольнения в общежитии, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, как самостоятельные основания для признания нуждающимся в получении жилых помещений, поскольку они не исключают применение п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, согласно которому военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что окончательно разрешая спор, суд второй инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Исходя из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с положениями абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 15 вышеуказанного закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Основания признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Тимачева Е.В. в установленном законом порядке признавалась нуждающейся в получении жилого помещения либо могла быть признана, не представлено, при этом установлено совершение ею действий по ухудшению ею своих жилищных условий.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание приведенных выше выводов судебной по существу спора, судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемого судебного постановления.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.