Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2022 г. по делу N 2-693/2021 по искам ФИО1 и ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей N1" о признании приказов об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной платы за период отстранения от работы.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
истцы- ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей N1" (далее также-ГБУ СО РК "Центр помощи детям N 1") о признании приказов об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной платы за период отстранения от работы.
Определением суда производство по гражданскому делу было прекращено в части исковых требований о взыскании с ответчика в пользу каждого истца компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату и компенсации морального вреда в связи с отказом истцов от исковых требований в этой части.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2022 г, в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 и ФИО2 ставят вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных на жалобу возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что истцы работают в ГБУ СО РК "Центр помощи детям N1", ФИО1 - с 17 июня 2020 г. в должности инструктора по адаптивной физкультуре, ФИО2 - с 29 января 2016 г. в должности воспитателя. Согласно Уставу Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1", основной целью Учреждения является предоставление социальных услуг "данные изъяты" гражданам - получателям услуг.
Главным государственным санитарным врачом Республики Карелия на основании положений пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" издано постановление N3 от 27 июня 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям" против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Пунктом 1 постановления определены категории (группы) граждан, подлежащие вакцинации против коронавирусной инфекции по эпидемиологическим показаниям, осуществляющие деятельность на основании трудового договора, договора гражданско-правового характера, служебного контракта в определенных сферах, в том числе в сферах социальной защиты и социального обслуживания.
Из пункта 2.1 данного постановления следует, что руководителям органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Карелия в сферах, установленных пунктом 1 постановления, в срок до 27 июля 2021 года предписано организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
ФИО1 и ФИО2 с данным постановлением были ознакомлены, 5 июля 2020 г. представили руководителю ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" письменные заявления об отказе от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции. Истцы находились в очередном отпуске: ФИО1 с 5 июля по 25 августа 2021 г, ФИО2 - с 5 июля по 13 августа 2021 г.
ФИО1 и ФИО2 были отстранены временно от работы до момента прохождения вакцинации, либо отмены постановления главного государственного санитарного врача Республики Карелия от 27 июня 2021 г. N3, либо внесения в него изменений: ФИО2 с 14 августа в соответствии с приказом и.о. директора ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" N252 от 13 августа 2021 г.; ФИО1 - с 26 августа 2021 г. на основании приказа и.о. директора ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" N268 от 26 августа 2021 г. Согласно указанным приказам, на период отстранения начисление заработной платы истцам не производится.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истцов, исходил из того, что сотрудники ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1" подлежат вакцинации против короновирусной инфекции (COVID), в случае отсутствия соответствующих противопоказаний; а поскольку истцы не представили документы о наличии медицинских противопоказаний к профилактической прививке против короновирусной инфекции (COVID), отстранение истцов от работы признал соответствующим положениям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV переименована COVID-19)" внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N715.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также- ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом или иными федеральными законами.
Положениями пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделяются полномочиями, в частности, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане имеют право отказаться от профилактических прививок. Согласно пункта 2 статьи 5 данного Федерального закона, отсутствие профилактических прививок влечет отказ приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Довод жалобы заявителей, что вид работы, выполняемый истцами, не поименован в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", судами правомерно не признан в качестве основания для удовлетворения их требований, при этом суды исходили и положений постановления главного государственного санитарного врача Республики Карелия N3 от 27 июня 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным категориям (группам) граждан по эпидемиологическим показаниям" против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятого в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и положений абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ, согласно которому отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ссылки истцов, что постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27 июня 2021 года N 3 не содержит императивных (обязывающих) положений о вакцинации против коронавирусной инфекции, отклонены с указанием на пункт 1 постановления, в силу которого подлежит вакцинации против коронавирусной инфекции по эпидемиологическим показаниям категория граждан, осуществляющая свою деятельность в сферах социальной защиты и социального обслуживания, к таковым согласно Уставу относится ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N1".
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые истцами в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 и части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истцов, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителей В.С. не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.