Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 марта 2022 г. по делу N 2-5312/2021 по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" о признании права на социальные гарантии и компенсации, понуждении внести изменения в личное дело и удостоверение военного пенсионера.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области" и просил признать за ним право на социальные гарантии в порядке п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложить на ответчика обязанность внести изменения о праве на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в соответствующий раздел его личного дела и удостоверение военного пенсионера.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 марта 2022 г, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, принятии по делу нового судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходил военную службу в период с 1 сентября 1965 г. по 17 августа 1997 г.
Приказом Министра обороны Республики Казахстан (по личному составу) от 23 июня 1997 г. N0113 полковник ФИО1 уволен с военной службы в запас по статье 59 п. "а" - по возрасту.
Приказом начальника главного штаба вооруженных сил Республики Казахстан от 4 августа 1997 г. N 177 (г. Алма-Ата) исключен из списков личного состава с 17 августа 1997 г. При увольнении подлежал направлению на воинский учет в Бостандыкский РВК г. Алматы.
На пенсионном обеспечении в военном комиссариате Алматинской области Республики Казахстан ФИО1 находился с 18 августа 1997 г. по 30 июня 2013 г.
С 1 июля 2013 г. в связи с переездом на постоянное место жительства в Калининградскую область ФИО1 выплачивается пенсия за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области.
Разрешая требования ФИО1 о праве на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции, с учетом прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Казахстан, увольнении в запас приказом Министра обороны Республики Казахстан, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку истец не относится к лицам, указанным в п.3 ст. 2 данного Федерального закона, при этом не имеется и международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, регулирующего условия и порядок медицинского обслуживания граждан, проходивших военную службу, в соответствии с которым у Российской Федерации имеется обязанность по предоставлению социальных гарантий и компенсаций, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам заявителя жалобы.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Абзацем 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Российской Федерацией были заключены Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Соглашение стран СНГ от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", которые подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и статьями 1, 2 Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", пенсионное обеспечение военнослужащих и граждан государств - участников СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, с зачетом службы (в том числе и на льготных условиях) в Вооруженных Силах государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств.
Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", положениями ст. 2 которого предусмотрено право лиц, уволенных с военной службы пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.
Однако, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп, Российская Федерация участником данного соглашения не является, потому данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.
Следует отметить, что статьёй 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" предусматривалось, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода. Переходный период был установлен пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" до 31 декабря 1994 г.
В силу приведенных нормативных положений и поскольку истец, проходивший военную службу в вооруженных Силах СССР и Республики Казахстан, уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Казахстан с 17 августа 1997 г. и прибыл на территорию Российской Федерации в 2013 г, то есть позже 27 июля 2011 г, оснований для признания за истцом права на получение льгот и компенсаций, предусмотренных положениями ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не имеется, вопреки доводам его кассационной жалобы, основанным на ошибочном применении положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.