Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Лепской К.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Интинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 марта 2022 года по делу N2-912/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Коми о понуждении произвести перерасчет пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5, действующая в интересах ФИО1 по доверенности, обратилась в суд с иском к ответчику о понуждении произвести перерасчет пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением в расчете для определения отношения средних заработных плат периода работы с 01 января 1986 по 31 декабря 1991 с момента назначения пенсии - с 12 марта 2018.
В обоснование требований указала, что с 12 марта 2018 ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с нормами договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011 и ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно документам пенсионного дела расчетный размер пенсии исчислен в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ. Данный вариант расчета пенсии менее выгоден для ФИО1, чем вариант расчета пенсии, исходя из п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001. Общий стаж работы ФИО1 составляет 18 лет 08 месяцев 22 дня, отношение заработка за период с 01 января 1986 по 31 декабря 1991 к среднемесячной заработной плате по стране составляет 1, 62292411736. Поскольку на 31 декабря 2001 ФИО1 проживала за пределами районов Крайнего Севера, то отношение заработных плат не может быть применено свыше 1, 2.
Таким образом, наиболее выгодным вариантом расчета пенсии ФИО1 будет расчет по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 с применением в расчете для определения отношения средних заработных плат периода по архивной справке с 01 января 1986 по 31 декабря 1991.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Коми о понуждении произвести перерасчет пенсии,.В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО1 с 12 марта 2018 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с нормами Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011 и ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оценка пенсионных прав ФИО1 при назначении пенсии была произведена в соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", т.к. данный вариант является наиболее выгодным, с учетом льготного порядка исчисления общего трудового стажа (1 год в северных районах за 1, 5) и заработной платы за период работы на территории Российской Федерации (ранее РСФСР) с марта 1981 года по июнь 1981 года.
22 июля 2021 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ-УПФ в г.Инте Республики Коми от 09 августа 2021 ФИО1 отказано в перерасчете размера пенсии, поскольку в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" величина пенсионного капитала составит 44834, 30руб, что приведет к уменьшению размера получаемой пенсии.
Разрешая спор, дав совокупную оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку оснований для обязания ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии по старости не имеется, учитывая, что расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту.
При этом суд первой инстанции привел подробный расчет пенсии как по пункту 3, так и по пункту 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому:
- при расчете пенсии в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федеральным законом от 17 декабря 2001 N173-ФЗ, размер страховой пенсии по старости на 12 марта 2018 (дата назначения пенсии) составляет 2661, 54руб, где: 32, 661 - величина общего размера ИПК и 81, 49 - стоимость одного ИПК на 01.01.2018;
- при расчете пенсии в порядке, установленном п.3 ст.30 Федеральным законом от 17 декабря 2001 N173-ФЗ, с учетом заработной платы за период с 01 января 1986 по 31 декабря 1991, размер страховой пенсии по старости на 12 марта 2018 составит 2715, 73руб, где: 33, 326 - величина общего размера ИПК и 81, 49 - стоимость одного ИПК на 01.01.2018;
- при расчете пенсии в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Федеральным законом от 17 декабря 2001 N173-ФЗ, размер страховой пенсии по старости на 12 марта 2018 составляет 2723, 31руб, где: 33, 419 - величина общего размера ИПК и 81, 49 - стоимость одного ИПК на 01.01.2018.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Пенсионное обеспечение лиц, имеющих стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики (Эстонской ССР) и на территории Российской Федерации (РСФСР) осуществляется с применением норм Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011г, ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г.
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 г.
Как указано в п. 2 ст. 30 Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемого в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившему в силу с 01 января 2015, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
При определении расчетного размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. общий трудовой стаж исчисляется календарно, в том числе включается военная служба по призыву. Период учебы не включается в стаж по данному варианту.
В силу п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
Произведенный пенсионным органом в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости соответствует действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушает, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для нее вариант, при котором размер пенсии является наибольшим. При этом расчет размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней ответчиком был произведен с учетом всего фактического имеющегося стажа, приобретенного на территории Российской Федерации в соответствии с нормами ст.6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой от 14 июля 2011г.
Договором Российской Федерации с Эстонской Республикой условия применения среднемесячного заработка при оценке пенсионных прав застрахованных лиц не определены. В этой связи оснований для учета среднемесячного заработка за период работы на территории Эстонской ССР (Эстонской Республики) при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002г. не имеется.
Довод жалобы, что наиболее выгодным для истца является порядок определения расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приведенный в п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", являлся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно не принят во внимание, поскольку опровергается расчетом, представленным ответчиком. Приведенный истцом расчет размера пенсии, не может быть принят во внимание, так как он не основан на законе.
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.