Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Статус" о признании решения ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 10 марта 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Статус" обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости незаконным, а также об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в размере 33 904 500 рублей по состоянию на 23 марта 2021 года.
В обоснование заявленных требований указало, что является арендатором спорного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого определена ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" по состоянию на 1 января 2020 года в размере 63 126 630 рублей.
Вместе с тем, согласно отчету об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 33 904 500 рублей по состоянию на 23 марта 2021 года. Кадастровая стоимость спорного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" N от ДД.ММ.ГГГГ Обществу отказано в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Решением Нижегородского областного суда от 10 марта 2022 года административное исковое заявление ООО "Статус" удовлетворено частично.
Установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, равная его рыночной стоимости, в размере 48 951 000 рублей по состоянию на 23 марта 2021 года.
Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости считать 12 апреля 2021 года.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик ГБУ Нижегородской области просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новое - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Полагает, что заключение эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, положенное в основу судебного решения, противоречит требованиям федерального закона, федеральным стандартам оценки, общей методологии оценки, что вводит в заблуждение относительно корректности полученного результата и привело к занижению итоговой рыночной стоимости объекта оценки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а также установление кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона N237-Ф3, в связи с чем, с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237- ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона 3 июля 2016 года N237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости.
Положениями статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ детально определён порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, а именно:
определён орган, уполномоченный на рассмотрение соответствующих заявлений и принятие решений;
определены лица, обладающие правом на подачу заявления об установлении рыночной стоимости, способы, сроки и порядок подачи указанных заявлений, перечень необходимых для представления документов (к каковым, в частности, относится отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости);
сроки рассмотрения заявления, порядок принятия решения и др.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Статус" является арендатором спорного объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: "данные изъяты", вид разрешенного использования: "данные изъяты", площадью 10 500+/-36 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
По условиям договора аренды земельного участка N18-5476с от 23.08.2017 года и согласно Методике расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 июня 2006 года N186) размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, в расчете на год определяется, в том числе, в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определенная ГБУ НО "Кадастровая оценка" на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года", составляет 63 126 630 рублей.
12 апреля 2021 года реализуя право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, административный истец обратился с заявлением в ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определённой в отчете об оценке оценщика "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на 23 марта 2021 года в размере 33 904 500 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанного заявления ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" принято решение N, которым в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано по причине несоответствия отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июня 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, в связи с использованием неполных (недостоверных) сведений, расчетными и иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта оценки.
Полагая данное решение ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" незаконным, нарушающим интересы Общества, 7 июля 2021 года, ООО "Статус" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором одновременно заявило требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в размере 33 904 500 рублей по состоянию на 23 марта 2021года.
По смыслу положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения. При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете об оценке.
В предмет доказывания по данной категории дел входят следующие юридически значимые обстоятельства:
- соответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности;
- законность/незаконность обжалуемого решения бюджетного учреждения;
- размер рыночной стоимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой на дату ее определения в отчете об оценке, который был предметом рассмотрения обжалуемого решения, в случае его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Исходя из положений части 2 статьи 59 КАС РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 КАС РФ).
Таким образом, по делам указанной категории заключение экспертизы является средством доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции для проверки соответствия вышеназванного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности была назначена судебная экспертиза, ее проведение поручено "данные изъяты"
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом "данные изъяты" представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N содержащее вывод о том, что отчет об оценке "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 23 марта 2021 года составляет 52 729 510 рублей.
По ходатайству административного истца определением суда по делу назначена повторная судебная экспертиза.
Как следует из заключения эксперта ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ N, отчет об оценке "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, содержит видимые ошибки в расчетах и методиках общепринятых при проведении оценки, которые могут повлиять на итоговый результат рыночной стоимости объекта.
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 23 марта 2021 года, составляет 48 951 000 рублей.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержание оспариваемого решения ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принято компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением сроков и порядка его принятия, установленных статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании данного решения.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Удовлетворяя требования административного истца в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 23 марта 2021 года в размере 48 951 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что заключение проведенной по делу повторной экспертизы составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах. В связи с этим данное заключение эксперта положено в основу решения.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Оценив заключение "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что эксперт при отборе аналогов необоснованно отказался от использования в расчетах объектов - аналогов NN 6 и 8, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
В экспертном заключении содержится подробное обоснование отказа эксперта от использования в качестве аналогов объектов сравнения N6 и N8 (стр. 36, 38 заключения).
По мнению суда апелляционной инстанции, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей заслуживающих внимание обстоятельств.
Нарушений требований статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года N 135-ФЗ и пункта 5 ФСО N3, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Довод апелляционной жалобы, что при использовании объектов - аналогов NN 6 и 8 скорректированная удельная цена объекта оценки и итоговая величина его рыночной стоимости могли бы возрасти, носят вероятностный характер.
Судебная коллегия, равно как и суд первой инстанции, отмечает, что доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости земельного участка, определенной по результатам проведенной судебной экспертизы, административным ответчиком не представлено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что заключение эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на юридически значимую дату, в связи с чем находит решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванных размерах законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.