г. Нижний Новгород 5 июля 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному иску Новожилова М.В. и группы лиц, присоединившихся к требованиям, о признании не действующими в части Указов губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 N 123, от 22 октября 2021 N 146, по частной жалобе Новожилова М.В. на определение Пермского краевого суда от 11 апреля 2022 года о прекращении производства по административному делу, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения административного истца Новожилова М.В. и его представителя ФИО43, представителя административного ответчика Губернатора Пермского края ФИО44, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А,
УСТАНОВИЛ:
Новожилов М.В. и группа лиц, присоединившихся к требованиям, обратился в суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими:
пункты 1.1-1.8 Указа губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 года N 123 и пункты 1.1, 1.3-1.5, 1.7, 1.9 Указа губернатора Пермского края от 22 октября 2021 года N 146, которыми внесены изменения в Указ губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае".
В обоснование иска ссылаются на нарушение оспариваемыми актами их прав и свобод, права на свободное передвижение, выбор места пребывания на территории Пермского края, ограничено право на медицинскую помощь и охрану здоровья, ограничен допуск в общественные, что является дискриминацией.
Определением суда от 11 апреля 2022 года производство по настоящему административному делу прекращено.
В частной жалобе Новожилов М.В. просит отменить определение судьи как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов указывает, что оспариваемыми актами в период их действия были нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем производство по делу не могло быть прекращено.
Относительно доводов частной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, Новожилов М.В. и его представитель ФИО43 доводы частной жалобы поддержали в полном объём.
Представитель административного ответчика Губернатора Пермского края ФИО44 возражала против удовлетворения жалобы, полагала определение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российский Федерации Куренкова Е.А, полагавшего определение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что в связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), губернатором Пермского края издан Указ от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае".
В Указ неоднократно вносилась изменения.
Предметом настоящего спора являлись изменения, внесенные в Указ губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 Указами губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 года N 123 и от 22 октября 2021 года N 146.
Так, пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 Указа губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 года N 123 внесены следующие изменения:
1.1. в пункте 1 слова "по 30 сентября 2021 г." заменить словами "по 01 ноября 2021 г.";
1.2. пункты 2.2, 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.2. мероприятий, проводимых в зданиях, строениях и помещениях в них, организуемых (согласованных) исполнительными органами государственной власти и государственными органами Пермского края с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. До участия в указанных мероприятиях допускаются только граждане при наличии сертификата вакцинации от COVID-19 или QR-кода (вакцинированные против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесшие новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты выздоровления которых прошло не более 6 календарных месяцев) либо отрицательного результата исследования, проведенного не более чем за 72 часа до начала мероприятия методом ПЦР на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
2.3. официальных спортивных мероприятий, проводимых в объектах спорта, физкультурных мероприятий с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего мероприятия. До участия в указанных мероприятиях в качестве зрителей допускаются только граждане при наличии сертификата вакцинации от COVID-19 или QR-кода (вакцинированные против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесшие новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты выздоровления которых прошло не более 6 календарных месяцев) либо отрицательного результата исследования, проведенного не более чем за 72 часа до начала мероприятия методом ПЦР на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19);";
1.3. в пункте 4 слова "по 30 сентября 2021 г." заменить словами "по 01 ноября 2021 г.";
1.4. дополнить пунктом 4.7 следующего содержания:
"4.7. детских игровых комнат и зон, расположенных в торговых центрах (комплексах) и торгово-развлекательных центрах (комплексах).";
1.5. в абзаце четвертом пункта 5.4 слова "по 30 сентября 2021 года" заменить словами "по 01 ноября 2021 года";
1.6. абзац первый пункта 5.6 изложить в следующей редакции:
"5.6. театры, концертные организации (филармонии, дома культуры), кинотеатры, филиал федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" "Пермский государственный цирк" (далее - Цирк) осуществляют допуск зрителей на мероприятия (сеансы, спектакли, концерты, представления и др.) при условии наличия сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо при наличии отрицательных результатов исследования, проведенного не более чем за 72 часа до начала мероприятия методом ПЦР на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также при условии использования всеми зрителями, находящимися в зрительном зале, средств индивидуальной защиты (масок), а также при выполнении методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором. При этом проведение мероприятий, указанных в настоящем абзаце, в объектах спорта не допускается.";
1.7. дополнить пунктом 5.6(3) следующего содержания:
"5.6(3). организации, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги, в том числе фитнес-центры (фитнес-клубы), тренажерные залы, бассейны, предоставляют услуги посетителям при условии наличия сертификата вакцинации от COVID-19 либо QR-кода, подтверждающего вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо при наличии отрицательного результата исследования, проведенного не более чем за 72 часа до посещения организации, указанной в настоящем абзаце, методом ПЦР на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19);";
1.8. дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Установить, что в целях соблюдения ограничений, установленных пунктами 2.2, 2.3, 5.6, 5.6(3) настоящего указа, QR-код предъявляется гражданином на электронном или бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его посредством электронного устройства.
Посещение объектов и мероприятий, указанных в пунктах 2.2, 2.3, 5.6, 5.6(3) настоящего указа, допускается после проведения проверки ответственным сотрудником организатора мероприятия, организации действительности QR-кода, предъявляемого гражданином, и соответствия данных о гражданине, содержащихся в QR-коде и в документе, удостоверяющем личность."
Пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.9 Указа Губернатора Пермского края от 22 октября 2021 г. N внесены следующие изменения:
1.1. в пункте 1 слова "по 01 ноября 2021 г." заменить словами "по 30 ноября 2021 г.";
1.3. в пункте 4 слова "по 01 ноября 2021 г." заменить словами "по 30 ноября 2021 г.";
1.4. в пункте 5.4:
1.4.1. абзац первый изложить в следующей редакции:
"5.4. организации общественного питания осуществляют допуск посетителей при условии наличия сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, а также при условии размещения столов на расстоянии не менее 1, 5 метра и выполнения рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.";
1.4.2. в абзаце четвертом слова "по 01 ноября 2021 года" заменить словами "по 30 ноября 2021 года";
1.5. абзац первый пункта 5.6 изложить в следующей редакции:
"5.6. театры, концертные организации, в том числе филармонии, дома культуры, концертные клубы; кинотеатры; филиал федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" "Пермский государственный цирк" (далее - Цирк) осуществляют допуск зрителей на мероприятия (сеансы, спектакли, концерты, представления и др.) при условии наличия сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, а также при условии использования всеми зрителями, находящимися в зрительном зале, средств индивидуальной защиты (масок), а также при выполнении методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором. При этом проведение мероприятий, указанных в настоящем абзаце, в объектах спорта не допускается.";
1.7. дополнить пунктами 5.6(4), 5.6(5), 5.6(6) следующего содержания:
"5.6(4). организации, за исключением организаций, осуществляющих торговлю продовольственными товарами, расположенные в торговых центрах (комплексах), торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами, оказывают услуги, реализуют товары, выполняют работы гражданам при условии наличия сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;
5.6(5). организации, оказывающие гостиничные услуги, в том числе хостелы, осуществляют оказание услуг гражданам при условии заполняемости не более 50% номерного фонда. Указанные ограничения не распространяются на организации, оказывающие гостиничные услуги, в том числе хостелы, при условии наличия у всех работников либо сертификатов вакцинации от COVID-19, либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации;
5.6(6). организации, осуществляющие деятельность в сферах, установленных в пункте 1.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. N 206 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", и находящиеся в административно-деловых центрах, в том числе бизнес-центрах, деловых центрах, осуществляют допуск на рабочие места работников при наличии либо сертификатов вакцинации от COVID-19, либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданных врачебными комиссиями в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации;";
1.9. пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Обязать граждан в возрасте старше 65 лет перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания (пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах, и не покидать места проживания (пребывания), за исключением обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту проведения вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг; прогулки или выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), исключая нахождение в местах массового пребывания людей; выноса отходов потребления до ближайшего места накопления отходов; поездок в садовые, огородные, дачные участки, жилые дома.
Указанный в абзаце первом настоящего пункта режим самоизоляции не распространяется на граждан в возрасте старше 65 лет при условии наличия у них сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев.".
В ходе рассмотрения дела установлено, что Указом губернатора Пермского края от 3 марта 2022 года N 21 внесены изменения в Указ губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121, которыми оспариваемые административными истцами положения нормативных актов признаны утратившими силу, изложены в новой редакции.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 3 марта 2022 года N 21:
1.2. предложение второе пункта 2.2 исключить;
1.3. пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.3. официальных спортивных мероприятий, проводимых в объектах спорта, физкультурных мероприятий с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего мероприятия;";
1.6. пункт 4.7 признать утратившим силу;
1.7. в пункте 5.4:
1.7.1. в абзаце первом слова "при условии наличия сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при условии, что с даты выздоровления прошло не более 12 календарных месяцев, а также" исключить;
1.7.2. абзац четвертый признать утратившим силу;
1.8. пункт 5.6 изложить в следующей редакции:
"5.6. театры, концертные организации, в том числе филармонии, дома культуры, концертные клубы; кинотеатры; филиал федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" "Пермский государственный цирк" осуществляют допуск зрителей на мероприятия (сеансы, спектакли, концерты, представления и др.) при условии использования зрителями, находящимися в зрительном зале, средств индивидуальной защиты (масок), а также при выполнении методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором;";
1.9. пункты 5.6(3)-5.8 признать утратившими силу;
1.12. пункт 5(1) признать утратившим силу;
1.14. пункт 10 признать утратившим силу.
Инициируя обращение в суд с настоящим административным иском, истцы ссылалась на ограничение их прав на посещение общественных мест обязательным наличием сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо справок о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-1.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из того, что Новожиловым М.В. и группой лиц, присоединившимся к административным требованиям, оспариваются положения нормативного правового акта, которые на момент рассмотрения дела по существу утратили силу и, следовательно, не порождают для административных истцов правовых последствий. При этом суд указал, что доказательств наличия конкретных фактов нарушений прав и законных интересов административных истцов применением в отношении них оспариваемых положений нормативного правового акта, административными истцами не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с положениями статей 208, 213, 215, 217.1 главы 21 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Однако, указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
Доводы частной жалобы, что к административным истцам применялись оспариваемые нормы в период их действия и были нарушены их права, так как в связи с отсутствием у них сертификатов вакцинации от COVID-19 либо QR-кодов они не могли посещать театр, совершать покупки в магазинах, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные.
Как правильно указал суд первой инстанции, проживание и нахождение административных истцов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период действия оспариваемых нормативных правовых актов само по себе нарушение каких-либо прав граждан не подтверждает.
Доказательств наличия конкретных фактов таких нарушений в материалах дела не имеется и административными истцами не представлено.
Кроме того, в настоящее время Указом губернатора Пермского края от 30 мая 2022 года N 54 полностью приостановлено действие указа губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 с 1 июня 2022 года.
Таким образом, проверка судом законности отдельных положений нормативного правового акта, утратившего силу к моменту рассмотрения дела по существу, и признание их не действующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав граждан, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, в данном случае не могли быть осуществлены, в связи с чем суд первой инстанции правоверно прекратил производство по настоящему административному делу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N АКПИ21-676, кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2021 года N 43-КАД21-5-К6).
Само по себе несогласие административного истца с выводами суда, а также иное толкование им процессуальных норм, не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда, которое является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 316-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Пермского краевого суда от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Новожилова М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июля 2022 года.
Судья Ю.А. Рогачёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.