Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Червонного Дмитрия Юрьевича, действующего на основании доверенности в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Природа", на вступившее в законную силу постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 1 июля 2021 года N 346-21-20 и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 2 марта 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 1 июля 2021 года N 346-21-20, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2021 года, решением судьи Оренбургского областного суда от 2 марта 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - ООО "Природа", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Природа" Червонный Д.Ю. выражает несогласие с состоявшимся в отношении ООО "Природа" актами, считая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела в связи с поступившей информацией от органов местного самоуправления от 19 апреля 2021 года и от 4 мая 2021 года N 1860/ж-2021 администрации МО Первомайский поселковый сельсовет МО Оренбургского района, от 14 апреля 2021 года N 58 администрации МО Пугачевский сельсовет Оренбургского района, обращением гражданина ФИО4 от 4 мая 2021 года по вопросу некачественного оказания услуг по обращению с ТКО в "адрес" главным специалистом -экспертом Центрального территориального отдела вынесено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой выездной проверки (л.д. 70).
На основании распоряжения заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 17 мая 2022 года N20-233 в отношении ООО "Природа" проведена внеплановая выездная проверка (том 1 л.д. 61-64).
Проведение указанной внеплановой выездной проверки согласовано решением прокурора Оренбургского района от 18 мая 2021 года (том 1 л.д. 66).
В результате проведенной проверки в период с 4 июня по 18 июня 2021 года должностным лицом административного органа в присутствии представителя ООО "Природа" установлено нарушение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Природа" требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", что отражено в акте проверки, а именно:
- в "адрес" в нарушение пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз отходов ТКО со всех мест накопления в период с 01 по 31 мая 2021 года осуществлялся 01, 04, 09, 12, 15, 17, 22, 27 и 31 мая 2021 года, в период с 1 июня по 7 июня 2021 года только 4 июня 2021 года. При этом в соответствии с информацией представленной Оренбургским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды температура наружного воздуха на территории Оренбургского района (включая п. Пугачевский) в мае и начале июня 2021 года составляла от 11, 7 до 28, 2 °C.
-в "адрес" согласно отчету посещения геозон удаление отходов ТКО в период с 1 по 31 мая 2021 года с площадок осуществлялось ежедневно. Между тем вывоз отходов КГО в п. Южный Урал осуществлялся в нарушение пункта 13 СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
на площадке по "адрес", 04 мая, 06 мая, 24 мая (перерыв 18 дней), 27 мая 2021 года;
на площадке по "адрес", 05 мая, 24 мая (перерыв 19 дней), на площадке по "адрес", 06 мая 2021 года (1 раз в месяц). В период с 01 по 07 июня 2021 года с этой же площадки удаление КТО произведено только 04 июня 2021 года (через месяц).
В п. Южный Урал Оренбургского района при осмотре от 4 июня 2021 года зафиксировано неудовлетворительное состояние площадки по "адрес" загрязнено основание площадки за контейнерами и перед контейнерами на территории по всей протяженности площадки, с правой стороны площадки имеются отходы ТКО в виде мешков, упаковочной тары, картонных коробок, бутылок, что свидетельствует о невыполнении ООО "Природа" требований пунктов 11, 13 СанПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, из отчета по посещению геозон за июнь 2021 года следует, что удаление отходов ТКО и КТО с данной площадки в период с 1 по 3 июня 2021 года не проводилось. 4, 7 июня 2021 года с площадки вывезены отходы ТКО. Отходы КТО вывезены только 15 июня 2021 года.
В п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области в нарушение п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 удаление отходов КТО с площадки по "адрес" период с 01 по 31 мая 2021 года осуществлялось 2 и 22 мая 2021 года (перерыв 20 дней). При осмотрах площадки 4 и 16 июня 2021 года выявлено переполнение контейнеров отходами ТКО, прилегающая территория к площадке слева и справа была завалена КГО (шкаф, телевизор, мешки с мусором, срубленные ветки деревьев), что свидетельствует о нарушении обществом п. 13 СанПиН 2.1.3684-21, определяющего, что вывоз КГО региональным оператором должен обеспечиваться по мере его накопления, но не реже 1 раза в 7 суток при температуре наружного воздуха плюс 5 °C и выше (том 2 л.д.74-86).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО "Природа" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения ООО "Природа" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на предыдущих стадиях судебного разбирательства дана надлежащая юридическая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (КГО) - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
В соответствии с названными Правилами потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании изложенного, ТКО и КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Периодичность и время вывоза отходов от мест накопления определяется требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3.
В соответствии с пунктом 13 вышеуказанных СанПиН хозяйствующий субъекта, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 градусов и ниже, а при температуре плюс 5 градусов и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 февраля 2018 года N 52-п в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.
28 апреля 2018 года между Министерством строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и ООО "Природа" (региональный оператор) заключено соглашение N 38-18/П, в соответствии с которым по результатам конкурсного отбора Министерство поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и соглашением.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Оренбургской области в пределах зоны деятельности, определенной соглашением в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
На территории Оренбургской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов в 2021 году осуществлялась в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года N 606, с учетом внесенных изменений приказом от 14 мая 2021 года N 214, которой установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования) до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления).
Данной территориальной схемой определены места (площадки) накопления ТКО по всей территории Оренбургской области.
По состоянию на 4 июня 2022 года на территории п. Южный Урал Оренбургского района Оренбургской области в качестве мест накопления ТКО определены, в том числе объекты, расположенные по следующим адресам: "адрес" (3 металлических контейнера); "адрес" (5 металлически контейнеров); "адрес" (5 металлических контейнеров); "адрес" (Пятерочка, ООО "Страйк") (1 евро контейнер, 3 металлических контейнера) (пункта 4.2 таблица 4./1 приложения к приказу, от 06 декабря 2019 года N 606). Данные точки вывоза региональным оператором включены в маршрут движения мусоровозов N 1-038.
Органами местного самоуправления определяется схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно реестра мест накопления ТКО на территории муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургской области на территории Первомайский Оренбургского района Оренбургской области в качестве мест накопления ТКО определены, в том числе объекты, расположенные по пр. Магистральному д. 3 (3 контейнера). Сведения о данном месте накопления внесены в территориальную схему обращения с отходами Оренбургской области.
На территории сельского поселения Пугачевский сельсовет в качестве мест накопления ТКО определено 14 точек вывоза.
При рассмотрении дела судья областного суда установил, что должностным лицом ошибочно указано на то, что в период с 1 по 7 июня 2021 года удаление отходов ТКО и ГКО с площадки, расположенной по адресу: "адрес", не осуществлялось. Согласно отчету по посещению геозон за период с 1 по 22 июня 2021 года вывоз ТКО осуществлялся ежедневно, за исключением 20 июня 2021 года. Вывоз КТО - 03, 06, 16 июня 2021 года, а также о том, что общество не осуществляло вывоз ТКО и КГО с площадки, расположенной по "адрес". Приобщенный к материалам дела отчет по посещению геозон свидетельствует о том, что вывоз ТКО с данной площадки за период с 01 по 22 июня 2021 года осуществлялся ежедневно, за исключением 07 и 20 июня 2021 года. Вывоз КГО - 01, 03, 06, 16 июня 2021 года.
Довод жалобы ООО "Природа" о том, что Роспотребнадзором не выявлено и не доказано нахождение ТКО на контейнерных площадках в день отсутствия специализированного автотранспорта являлся предметом проверки судьей областного суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда и обоснованно признан несостоятельным по мотивам, изложенным в обжалуемом решении, не согласиться с которыми оснований у суда кассационной инстанции не имеется.
Представленные в материалы дела копии фотографий обоснованно признаны в качестве допустимых доказательств, поскольку являются приложением к актам обследования территорий от 4 июня и 16 июня 2021 года, оформленным надлежащим образом, содержащим указания на время, дату и места проведения обследования территорий с участием представителя ООО "Природа" и проведения фотофиксации.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил и норм.
Доводы настоящей жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и юридической оценки судьи районного суда и судьи Оренбургского областного суда, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных постановлений.
Административное наказание назначено ООО "Природа" с учетом положений статей 4.1, 3.1, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции названной статьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 4.1.1 названного кодекса должностным лицом и судебными инстанциями не установлено.
Не установлено таких оснований и при рассмотрении кассационной жалобы.
Постановление о привлечении ООО "Природа" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Право названного лица на защиту при производстве по делу не нарушено.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 1 июля 2021 года N 346-21-20 и решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 2 марта 2022 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Червонного Дмитрия Юрьевича, действующего на основании доверенности в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.