Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 мая 2022 года кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 5 апреля 2022 года по административному делу N 2а-2840/2021 по административному исковому заявлению Гриненко Д.А. к призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области, ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" о признании действия (бездействия) незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гриненко Д.А. состоит на воинском учёте в военном комиссариате по городу Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам.
27 ноября 2020 года по результатам обследования призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" N 36 Гриненко Д.А. был признан ограниченно годным к военной службе с установлением категории годности "В", которое в последующем было отменено призывной комиссией Ульяновской области.
Решением призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" от 3 декабря 2020 года Гриненко Д.А. установлена категория годности к военной службе "Г" - временно не годен к военной службе, ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 апреля 2021 года. Данное решение утверждено призывной комиссией Ульяновской области протоколом от 9 декабря 2020 года N 40.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-774/2021, вступившим в законную силу 14 сентября 2021 года, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" от 3 декабря 2020 года, утверждённое решением призывной комиссии Ульяновской области от 9 декабря 2020 года, в отношении Гриненко Д.А. об установлении категории годности "Г" - временно не годен к военной службе.
15 октября 2021 года Гриненко Д.А. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" с требованием о зачислении в запас.
Уведомлением от 22 октября 2021 года Гриненко Д.А. было отказано в зачислении в запас без прохождения медицинского освидетельствования, к уведомлению приложена повестка о необходимости явиться 12 ноября 2021 года в военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области для прохождения медицинского освидетельствования.
Гриненко Д.А. 12 ноября 2021 года на медицинское освидетельствование не явился, в связи с чем, решение призывной комиссии в отношении него утверждено не было.
3 ноября 2021 года Гриненко Д.А. обратился в суд с настоящим административным иском, просил признать незаконным бездействие призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области, ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области", признать за ним право на освобождение от призыва на военную службу, присвоить категорию годности к военной службе, присвоить категорию годности при зачислении в запас с выдачей военного билета.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Гриненко Д.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 5 апреля 2022 года решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Гриненко Д.А. удовлетворено частично. Гриненко Д.А. освобождён от призыва на военную службу в связи с присвоением категории годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе от призыва на военную службу с зачислением в запас. Указано, что апелляционное определение является основанием для выдачи Гриненко Д.А. военного билета в установленном порядке. В удовлетворении остальной части заявленных требований Гриненко Д.А. отказано.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" в кассационной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить. Указывает, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 мая 2021 года (дело N 2а-774/2021) признано незаконным и отменено решение призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" от 3 декабря 2020 года об установлении категории годности "Г" - временно не годен к военной службе, категория годности к военной службе в отношении Гриненко Д.А. судом не присваивалась, как не присваивалась иная категория годности и призывной комиссией. В связи с этим Гриненко Д.А. подлежал вызову на медицинское освидетельствование с целью определения годности, а также на заседание призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград" для принятия в отношении него одного из решений, установленных статьёй 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Ссылается на то, что судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда, приняв решение об освобождении Гриненко Д.А. от призыва на военную службу с зачислением в запас, вышла за пределы установленных законом полномочий, подменила компетенции призывной комиссии муниципального образования "город Димитровград", поскольку только призывная комиссия вправе принимать решение об освобождении от исполнения воинской обязанности и зачислении в запас.
От Гриненко Д.А. поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобождённых от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Статья 28 Закона N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 5 Закона N 53-ФЗ граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого даётся заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Положением в пункте 17 определено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.
Как указано в пункте 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учётным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (подпункты 6 и 11 названного Положения).
Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23, пункт 1 статьи 52 Закона N 53-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в отношении Гриненко Д.А. категория годности к военной службе не устанавливалась, а призывной комиссией решение в отношении призывника может быть принято лишь после определения категории годности его к военной службе, в связи с чем, основания для зачисления Гриненко Д.А. в запас и выдачи ему военного билета отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в части, суд апелляционной инстанции принял во внимание установленные в ходе рассмотрения административного дела N 2а-774/2021 обстоятельства. В частности, учтено, что установление в отношении Гриненко Д.А. категории годности "Г" (временно не годен к военной службе) признано незаконным, с учётом состояние его здоровья, наличия заболевания "бронхиальная астма тяжелой степени", административный истец относится к категории годности "В" (ограниченно годен к военной службе).
В этой связи суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что Гриненко Д.А. в связи с присвоением категории годности к военной службе "В" (ограниченно годен к военной службе) подлежит освобождению от призыва на военную службу с зачислением в запас с выдачей ему военного билета.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 53-ФЗ, согласно которым от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Довод кассационной жалобы о том, что призывной комиссией или судом в отношении Гриненко Д.А. категория годности "В" (ограниченно годен к военной службе) не устанавливалась, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно приняты установленные решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-774/2021 обстоятельства.
Отсутствие в резолютивной части решения суда соответствующих указаний на необходимость установления категории годности "В" (ограниченно годен к военной службе), как и отсутствие соответствующего решения призывной комиссии, не могут служить основанием для повторного прохождения призывником медицинского освидетельствования. Из мотивировочной части решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 мая 2021 года следует незаконность возложения на Гриненко Д.А. обязанности проходить медицинское обследование после 1 апреля 2021 года.
Из толкования вышеприведённых норм закона не следует, что гражданин, являющийся ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, обязан проходить медицинское освидетельствование при каждом объявлении призыва на военную службу.
В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина и эта обязанность является смыслом деятельности судов.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца в указанной части.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенным судебным актом, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.