Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Тарасовой С.М, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пьянзовой С.В. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 8 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года по гражданскому делу N2-1826/2021 по иску Пьянзовой С.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Пьянзовой С.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пьянзова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что 26.06.2020 года обратилась в УПФР в г.о. Новокуйбышевск с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением пенсионного органа от 23.09.2020 года N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. При этом, в специальный стаж пенсионным органом не включены периоды: работа в должности медицинской сестры в ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс "Здоровье" с 01.02.2006 года по 27.12.2011 года, с 01.01.2012 года по 26.06.2020 года.
Истец просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения указанный период её работы.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 8 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Пьянзова С.В. просит постановления судов первой и второй инстанций отменить в части отказа в зачете в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы в ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс здоровье" в должности медицинской сестры и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что видом деятельности ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс здоровье" является осуществление общей врачебной практики, стоматологической практики, специальной врачебной практики, имеется лицензия на осуществление амбулаторно-поликлинического медицинского обслуживания при осуществлении медицинской помощи при стоматологии. По своим должностным обязанностям осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья населения, относится к среднему медицинскому персоналу и входит в перечень должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.
В судебном заседании истец Пьянзова С.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Ответчик ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применительно к спорному периоду применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях здравоохранения.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, также предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Таким образом, согласно данному Списку, подлежащему применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанном списке, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Кроме того, в пункте 6 Правил исчисления периодов работы предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно- эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 23 сентября 2010 N 1183-0-0 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с подл. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общества и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии работу в качестве медицинской сестры в медицинских подразделениях, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, отвечающих требованиям вышеуказанных норм права к организационно-правовой форме данных субъектов правоотношений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 20.06.2020 года Пьянзова С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением ответчика от 23.09.2020 года N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет.
При этом, ответчиком не включен в специальный стаж истца период её работы в должности медицинской сестры в ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс "Здоровье" с 01.02.2006 года по 27.12.2011 года, с 01.01.2012 года по 26.06.2020 года, так как указанное Общество с ограниченной ответственностью не поименовано Списком N 781. Справка, уточняющая характер работы, работодателем не представлена и в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы, спорный периоды работы истца отражены на общих основаниях.
Разрешая спор, и, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении в ее специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс "Здоровье" с 01.02.2006 года по 27.12.2011 года, с 01.01.2012 года по 26.06.2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Санаторнооздоровительный комплекс" "Здоровье" не относится к категории санаториев, поименованных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, работа в которых в должности медицинской сестры дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, отклонил апелляционную жалобу истца указав, что доводы апелляционной жалобы Пьянзовой С.В. о том, что с учетом характера и специфики осуществляемой ею работы в ООО "СОК "Здоровье", выполняемых ею функциональных обязанностей, условий осуществляемой ею работы по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности организации, работа истца в должности медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу и входит в перечень должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Из представленных в материалы дела Устава ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс "Здоровье", а также выданных Обществу лицензий и приложений к ним, следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка 781 от 29 октября 2002 года N781.
Судебной коллегией суда апелляционной инстанции обозревалось пенсионное дело Пьянзовой С.В, выписка из индивидуального лицевого счета истца, из которой следует, что спорный период работы истца в ООО "Санаторно-оздоровительный комплекс "Здоровье" отражен на общих основаниях, без кода льготы, справка, уточняющая характер работы не представлена.
Поскольку судами отказано во включении истцу спорных периодов, оснований для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, у судов не имелось.
В судебных актах в обжалуемой части приведено толкование норм материального права (Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Списков должностей и учреждений, утвержденными постановлениями от 29 октября 2002 года N781, а также иных нормативно-правовых актов, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличие оснований для включения спорного периода в специальный стаж, которые отклонены как необоснованные.
Изложенные Пьянзовой С.В. в кассационной жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии в указанной части являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы заявителя о назначении пенсии иным работникам и коллегам истца правого значения для разрешения спора не имеют, поскольку в рассматриваемом деле оснований для зачета спорных периодов в специальный стаж истца не установлено.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 8 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пьянзовой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи С.М. Тарасова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.