Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Нечаевой Т.М, Антошкиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-7631/2021 по иску Абдуллина Ильдуса Хабибулловича, Абдуллина Ислама Хабибулловича, Абдуллиной Гульнары Равилевны, Абдуллина Искандера Хабибулловича к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, объяснения представителя Абдуллина И.Х. - Недавней О.В, действующей на основании нотариальной доверенности от 13 декабря 2019 г, представителя Абдуллина И.Х. - Недавней О.В, действующей на основании нотариальной доверенности от 13 декабря 2019 г, представителя Абдуллиной Г.В. - Недавней О.В, действующей на основании нотариальной доверенности от 28 мая 2020 г, представителя Абдуллина И.Х. - Недавней О.В, действующей на основании нотариальной доверенности от 13 декабря 2019 г, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллин И.Х, Абдуллин И.Х, Абдуллин И.Х, Абдуллина Г.Р. обратились в Вахитовский районный суд г. Казани с иском к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - КЗИО), Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИКМО г. Казани) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит жилой дом с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес". Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 790, 0 кв.м, которому установлен вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом.
Абдуллиной Г.Р. 1/4 доля в праве собственности на жилой дом перешла по наследству после смерти ее отца Абдуллина Р.Х, умершего ДД.ММ.ГГГГ
До смерти Абдуллина Р.Х, постановлением ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ N Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х. и Абдуллину Р.Х. предварительно согласовано предоставление за плату в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N по 1/4 доле в праве каждому. Во исполнение постановления земельный участок был поставлен на кадастровый учет в уточненных границах и ему присвоен адресный номер.
ДД.ММ.ГГГГ в целях приобретения земельного участка в общую долевую собственность истцы обратились в КЗИО с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка, приложив документы, подтверждающие факт вступления Абдуллиной Г.Р. в наследство и переход права собственности на дом к ней.
ДД.ММ.ГГГГ КЗИО отказал в заключении договора и рекомендовал внести изменения в Постановление ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ после получения постановления ИКМО г. Казани ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление ИКМО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" истцы повторно обратились в КЗИО с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истцы получили проект договора N купли-продажи земельного участка, согласно пункту 2.1 которого, цена земельного участка составляет 925 161, 10 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ истцы, не согласившись с расчетом выкупной цены земельного участка, направили КЗИО протокол разногласий к договору N, в котором предложили изменить пункт 2.1 и установить на земельный участок цену в размере 39 319, 34 рубля, исходя из даты первого обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ КЗИО отклонил протокол разногласий к проекту договора от согласования, указав, что при заключении договора купли-продажи земельного участка его цена должна соответствовать требованиям законодательства и рассчитываться на момент заключения договора.
Истцы считают, что поскольку с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка истцы первоначально обратились ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 г. N 124 о повышении цены продажи земельных участков, цена на испрашиваемый земельный участок должна рассчитываться по действовавшему в то время постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 (в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 февраля 2013 г. N105, от 10 марта 2015 г. N138) "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому цена продажи земельного участка определяется исходя из семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, то есть 39 319, 34 рубля.
Истцы просили урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N купли-продажи земельного участка, и изложить условия пункта 2 в следующей редакции: "Цена проданных долей в праве на земельный участок составляет 39 319, 34 рубля. НДС не облагается".
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. постановлено:
"Иск удовлетворить.
Урегулировать разногласия между Абдуллиным Ильдусом Хабибулловичем, Абдуллиным Исламом Хабибулловичем, Абдуллиной Гульнарой Равилевной, Абдуллиным Искандером Хабибулловичем и муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выступающим от имени Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка N, и изложить условия пункта 2 договора N в следующей редакции:
Цена проданных долей в праве на земельный участок составляет 39319, 34.
Цена продажи земельного участка определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 (в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 февраля 2013 г. N 105, от 10 марта 2015 г. N 138) "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации" и составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2022 г. решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2022 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, кассационную жалобу поддерживает в полном объеме.
От истцов поступив отзыв на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Абдуллина И.Х, Абдуллина И.Х, Абдуллиной Г.В. и Абдуллина И.Х. - Недавняя О.В. с кассационной жалобой не согласилась, в том числе и по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Ответчик, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалованных по делу судебных постановлений, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, поступивший отзыв на кассационную жалобу, заслушав представителя истцов, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х. и Абдуллиной Г.Р. на праве общей долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит жилой дом с кадастровым номером 16:50:240105:192, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N площадью 790, 0 кв.м. по адресу: "адрес", которому установлен вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом.
Абдуллиной Г.Р. 1/4 доля в праве собственности на жилой дом перешла по наследству после смерти ее отца Абдуллина Р.Х, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением ИКМО от ДД.ММ.ГГГГ N Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х. и Абдуллину Р.Х. предварительно согласовано предоставление в общую долевую собственность по 1/4 доле каждому за плату земельного участка с кадастровым номером N
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в КЗИО с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ КЗИО отказал в заключении договора и рекомендовал внести изменения в Постановление ИКМО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ ИКМО г. Казани вынесено постановление N 1159 "О внесении изменения в постановление ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ N", согласно которому пп. 1.1 изложен в следующей редакции: "предварительно согласовать предоставление гражданам Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х. и Абдуллиной Г.Р. в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому, за плату земельного участка с кадастровым номером N площадью 790, 0 кв.м, занимаемого индивидуальным жилым домом по "адрес"".
ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились в КЗИО с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка.
КЗИО подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N, согласно пункту 2.1 которого, цена земельного участка составляет 925 161, 10 рубля, НДС не облагается. Цена продажи земельного участка определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ истцы направили протокол разногласий к договору N, в котором предлагают изменить пункт 2.1 и читать его в следующей редакции: "Цена проданных долей в праве на земельный участок составляет: 39 319, 34 рубля. НДС не облагается".
ДД.ММ.ГГГГ КЗИО отклонил протокол разногласий к проекту договора от согласования, указывая, что при заключении договора купли-продажи земельного участка цена должна соответствовать требованиям законодательства и рассчитываться на момент заключения договора.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 39.4, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о том, что выкупная цена испрашиваемого земельного участка должна быть установлена в соответствии с нормами постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 в редакции, действовавшей на день первого обращения граждан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, то есть размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Не согласиться с данными выводами у судебной коллегии кассационной инстанции не имеется оснований.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
С 1 марта 2015 г. предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику, расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов, осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
В этом случае цена земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 (в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 февраля 2013 г. N 105, от 10 марта 2015 г. N 138) "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции на 10 июля 2019 г. (постановление ИКМО N 2452) и на ДД.ММ.ГГГГ (день обращения истцов с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка), установлено, что цена земли, применяемая в Республике Татарстан для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Доводы кассационной жалобы об установлении выкупной цены испрашиваемого земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2021 г. N 124 в связи с тем, что с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению, поскольку обращение истцов с заявлениями о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций учли, что впервые заявление собственников жилого дома (Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х, Абдуллину И.Х. и Абдуллину Р.Х.) поступило в орган местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ и было удовлетворено вынесением ИКМО постановления N.
Право на приобретение земельного участка собственниками жилого дома без проведения торгов по цене, определяемой в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2012 г. N 827 (семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка), не было реализовано ими в связи со смертью Абдуллина Р.Х.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил указанного Кодекса не следует иное.
Таким образом, к Абдуллиной Г.Р. одновременно с приобретением доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования перешло право владения на земельный участок, занятый жилым домом и необходимый для его использования и, соответственно, право оформить этот земельный участок в собственность на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении заявления Абдуллиной Г.Р, органом местного самоуправления данное обстоятельство не было учтено, как не было учтено, что к ней, как наследнику Абдуллина Р.Х. в порядке универсального правопреемства, перешли все права наследодателя, вытекающие из постановления ИКМО ДД.ММ.ГГГГ N, включая право на приобретение в собственность земельного участка под жилым домом по цене, определённой на день первого обращения собственников дома с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное мнение заявителя жалобы относительно того, как должен быть разрешен спор судом, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Т.М. Нечаева
А.А. Антошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.