Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Мокроусовой А.В, (Мокроусова А.В.) на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Брянской области от 22 сентября 2021 года, решение судьи Стародубского районного суда Брянской области от 19 ноября 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 11 января 2022 года, вынесенные в отношении уполномоченного Товарищества на вере "Сыр Стародубский" (далее уполномоченный ТнВ "Сыр Стародубский") Мокроусовой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Брянской области от 22 сентября 2021 года N 32532121100013, оставленным без изменения решением судьи Стародубского районного суда Брянской области от 19 ноября 2021 года, решением судьи Брянского областного суда от 11 января 2022 года, уполномоченный ТнВ "Сыр Стародубский" Мокроусова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мокроусова А.В. ставит вопрос об отмене процессуальных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу. Полагает, что в данном случае подлежат применению положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мокроусовой А.В. к административной ответственности), осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт "а"); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации (подпункт "б"); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в").
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле являются нерезидентами (подпункт "а" пункта 7 части 1 статьи 1 названного Федерального закона).
Положениями подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле определено, что использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам документарной проверки соблюдения валютного законодательства, проведенной Межрайонной ИФНС России N 8 по Брянской области в отношении ТнВ "Сыр Стародубский", установлено, что в нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, 29 ноября 2019 года, 03 декабря 2019 года, 11 декабря 2019 года, 17 декабря 2019 года, 25-27 декабря 2019 года, ТнВ "Сыр Стародубский" произведена выплата заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работникам, являющимся нерезидентами, а именно иностранным гражданам Республики Беларусь Ж.Д.В. Ф.Р.О. минуя банковские счета в уполномоченном банке.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Мокроусова А.В, являясь уполномоченным ТнВ "Сыр Стародубский", осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на нее обязанностях по соблюдению требований валютного законодательства, исчерпывающие меры по их соблюдению не предприняла.
Действия уполномоченного ТнВ "Сыр Стародубский" Мокроусовой А.В. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы, принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований, позволяющих признать совершенное Мокроусовой А.В. административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о выплате заработной платы указанным работникам, исходя из установленных Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года принципов наделения граждан Республики Беларусь такими же правами и обязанностями, как и граждан Российской Федерации.
Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами, а резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане (подпункты "а", "б" пункта 6, подпункты "а", "б" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле).
Соответственно, гражданин Республики Беларусь будет признаваться резидентом в рамках Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле в случае, если он проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство; в случае, если гражданин является временно пребывающим или временно проживающим, то нерезидентом.
При этом Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле и иными действующими нормами российского законодательства не установлено каких-либо исключений для граждан ЕАЭС в части расчетов по валютным операциям.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Мокроусовой А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие Мокроусовой А.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Брянской области от 22 сентября 2021 года, решение судьи Стародубского районного суда Брянской области от 19 ноября 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 11 января 2022 года, вынесенные в отношении уполномоченного Товарищества на вере "Сыр Стародубский" Мокроусовой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мокроусовой А.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.