Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Международный аэропорт "Саранск" Кистайкина А.П. (далее Кистайкин А.П.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы - начальника отдела административной практики и дознания Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 30 апреля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 03 июня 2021 года, вынесенные в отношении АО "Авиалинии Мордовии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы - начальника отдела административной практики и дознания Главного управления МЧС России по Республике Мордовия (заместитель главного государственного инспектора Республики Мордовия по пожарному надзору) от 30 апреля 2021 года АО "Международный аэропорт "Саранск" (до 03 июня 2021 года АО "Авиалинии Мордовии") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 03 июня 2021 года постановление должностного лица от 30 апреля 2021 года изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор АО "Международный аэропорт "Саранск" Кистайкин А.П. выражает несогласие с процессуальными актами, просит их изменить, исключить нарушения, отраженные в пунктах 10, 12, 13, 14, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 32, 34, 38, 87 постановления должностного лица, полагая, что обязанность по соблюдению указанных в них требований возложена на арендодателя.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 апреля 2021 года N 159 на территории Республики Мордовия введен особый противопожарный режим с 00 часов 00 минут 17 апреля 2021 года до 31 мая 2021 года включительно.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Мордовия от 24 марта 2021 года N 8 в отношении АО "Международный аэропорт "Саранск" (до 03 июня 2021 года АО "Авиалинии Мордовии") проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора с целью выполнения сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
По результатам проверки в деятельности АО "Авиалинии Мордовии" в период действия на территории Республики Мордовия особого противопожарного режима выявлено 105 пунктов нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в акте проверки от 28 апреля 2021 года N 8.
Нарушение требований пожарной безопасности совершено в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 апреля 2021 года N 159.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении АО "Авиалинии Мордовии" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица органа пожарного надзора от 30 апреля 2021 года АО "Авиалинии Мордовии" привлечено к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия АО "Авиалинии Мордовии" квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Авиалинии Мордовии" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных должностным лицом административного органа и судьей районного суда доказательств, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено субъекту ответственности в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы заявителя сводятся к несогласию с 18 пунктами нарушений, вмененных обществу административным органом, ссылаясь на то, что бремя содержания и соответствия зданий и помещений в них установленным требованиям, соблюдение которых связано, в том числе с проведением капитального ремонта возложено на собственника имущества (арендодателя).
Данные доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласно положениям договора аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Саранск от 01 декабря 2014 года, заключенного на 49 лет между Федеральным государственным унитарным предприятием "Администрация гражданских аэропортов" и ОАО "Авиалинии Мордовии", с учетом дополнительного соглашения к данному договору от 16 сентября 2019 года N 6, а также договора аренды от 29 октября 2019 года, заключенного на срок до 28 октября 2044 года между государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и АО "Авиалинии Мордовии", определены обязанности арендатора АО "Авиалинии Мордовии", в том числе по соблюдению противопожарных требований, предъявляемых к пользованию такого типа имуществом, эксплуатации имущества в соответствии с требованиями российских и международных нормативных актов, выполнению за свой счет предписаний государственных надзорных органов и ответственность за их выполнение.
Перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 28 апреля 2021 года N 30 нарушения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и иных нормативных актов в области пожарной безопасности в количестве 105 пунктов, выявленные в ходе проверки АО "Авиалинии Мордовии", связаны с эксплуатацией арендованного недвижимого имущества авиапредприятия и текущей деятельностью общества и не могут быть отнесены к вопросам, отнесенным указанными договорами к сфере регулирования арендодателя.
Доводы автора жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.
Несогласие генерального директора общества Кистайкина А.П. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы - начальника отдела административной практики и дознания Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 30 апреля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 03 июня 2021 года, вынесенные в отношении АО "Авиалинии Мордовии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "Международный аэропорт "Саранск" Кистайкина А.П. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.