Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия Минка С.М. на вступившее в законную силу решение судьи Выксунского городского Нижегородской области от 1 марта 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Выксунский металлургический завод" (далее также - АО "ВМЗ", общество)
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 28 декабря 2021 года АО "ВМЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Выксунского городского Нижегородской области от 1 марта 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесен данный акт.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Минка С.М. просит об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности.
АО "ВМЗ" уведомлено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы. Защитник Макарова И.А, действующая в интересах общества, представила возражения, в которых указывает о законности судебного акта.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения постановлением должностного лица от 28 декабря 2021 года АО "ВМЗ" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в указанном акте выводы о том, что в ходе проведения с 11 октября 2021 года по 9 ноября 2021 года плановой выездной проверки соблюдения обществом требований природоохранного законодательства 9 ноября 2021 года установлено, что данное юридическое лицо осуществляет деятельность, в том числе на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), - Нижегородская область, г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д.45, АО "ВМЗ" площадка N1; код объекта негативного воздействия на окружающую среду 22-0152-001528-П, III категория. АО "ВМЗ" является водопользователем водного объекта река Железница на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28 ноября 2016 года N 52-09.01.03.001-Р-РСВХ-С-2016 со сроком действия до 3 марта 2021 года, которое продлено до 3 марта 2022 года. Пользование водным объектом осуществляется в целях сброса производственно-ливневых сточных вод с выпуска N 5 (ливневые стоки со всей территории АО "ВМЗ" и с территории ЗАО "Дромбаш"). Сброс в р. Железница осуществляется после очистки на очистных сооружениях по сбросному самотечному трубопроводу Ду=500, протяженностью 150 м. через береговой водовыпуск. Река Железница является правым притоком р. Оки, длина водотока 57 км, в соответствии с п.4 ч.3 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ширина охранной зоны составляет 200 м. В нарушение требований ст.ст.34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст.44, 55, 65 Водного кодекса Российской Федерации общество допускает сброс сточной воды через выпуск N5 на рельеф местности в границах водоохранной зоны р. Железница (в 15 м. от уреза воды).
Судья Выксунского городского Нижегородской области, рассмотрев жалобу, поданную защитником Макаровой И.А. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 1 марта 2022 года постановление должностного лица отменил с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесен данный акт.
Принимая данное решение, судья районного суда пришел к выводу о том, что при проведении указанной проверки допущено грубое нарушение требования к осуществлению государственного контроля (надзора), в связи с чем ее результаты являются недействительными, а полученные доказательства - недопустимыми.
Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебном акте.
Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." (далее - Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 595) с 30 октября 2021 года по 7 ноября 2021 года включительно установлены нерабочие дни, а также предусмотрено право высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 года и (или) продлить их после 7 ноября 2021 года.
Вместе с тем, проведение контрольных (надзорных) мероприятий в нерабочие дни возможно в случае, если режим работы объекта контроля предусматривает работу в нерабочие дни и период проведения контрольного (надзорного) мероприятия запланирован на нерабочие дни.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 595 предусмотрено, что органам публичной власти, иным органам и организациям следует определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 названного Указа, функционирование этих органов и организаций.
Из решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 октября 2021 года NРЕ-09/94 следует, что установленный решением от 20 октября 2021 года N РЕ-09/86 срок приостановления проведения контрольного мероприятия (5 календарных дней) не продлевался.
В рассматриваемом случае, с учетом установленных по делу обстоятельств, судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что при проведении указанной проверки допущено грубое нарушение требования к осуществлению государственного контроля (надзора).
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену решения судьи Выксунского городского Нижегородской области от 3 марта 2022 года при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Выксунского городского Нижегородской области от 1 марта 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Выксунский металлургический завод" оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия Минка С.М. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.