Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Котовой ФИО12 на решение Московского областного суда от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Котовой ФИО13 к министерству экологии и природопользования Московской области о признании недействующим распоряжения.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением министерства экологии и природопользованияМосковской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" на территории Московской области утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов; исходя из приложения к данному распоряжению для многоквартирных домов годовой норматив накопления отходов на 1 кв.м, площади составил 0, 114 куб.м. (п. 10.1); крупногабаритных отходов - 0, 03 куб.м. (п. 10.3), для кладбищ на 1 место 0, 09 куб.м. (п. 8.1), для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ на 1 участника (члена) 0, 76 куб.м. (п. 9).
В дальнейшем, распоряжениями министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 года N 607-РМ, от 25 сентября 2019 года N 727-РМ, от 27 декабря 2019 года N 1239-РМ и от 16 января 2020 года N 29-РМ в приложение к названному распоряжению от 1 августа 2018 года N 424-РМ в части годовых нормативов накопления отходов внесены изменения; норматив накопления твердых коммунальных отходов за 1 кв.м. площади для многоквартирных домов составил 0, 087 куб.м.; для крупногабаритных отходов - 0, 027 куб.м, для кладбищ на 1 место 0, 09 куб.м, для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ на 1 участника (члена) 0, 76 куб.м.
Распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 8 сентября 2020 года N 1165-РМ признано утратившим силу приложение к распоряжению министерства экологий и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ.; а распоряжением этого же министерства от 1 октября 2021 года N 1078-РМ вышеперечисленные распоряжения в сфере утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области признаны утратившими силу с 1 октября 2021 года.
Котова Н.Н. обратилась в суд настоящим административным иском, в котором указала, что является жителем городского округа Клин Московской области и несет бремя расходов по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами.
По мнению административного истца, установление порядка оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, как указано в оспариваемом распоряжении, а не из количества проживающих лиц, не основано на законе, противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу; указывала, что утвержденные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов являются экономически необоснованными и установлены при отсутствии необходимых замеров отходов и соответствующей проверки.
В связи с изложенным, просила признать недействующими распоряжение министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ "Об утверждении нормативов накопленных твердых коммунальных отходов на территории Московской области" (в редакции от 16 января 2020 года), а также постановление Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении иных предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области".
Определением Московского областного суда от 18 мая 2021 года административные требования о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 выделены в отдельное производство.
Решением Московского областного суда от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, направленной 1 мая 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 30 мая 2022 года), Котовой Н.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Указывала на допущенные судами нарушения норм процессуального права, выразившиеся в не извещении административного истца и его представителя о судебном заседании, назначенном на 25 ноября 2021 года; не привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Кроме того, считала необоснованной ссылку суда первой инстанции на "Технико-экономическое обоснование нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов" как на доказательство по делу, поскольку оно, по мнению автора жалобы, проведено и получено после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
На кассационную жалобу от министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области поступили письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, а также заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 поименованного Кодекса основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных полномочий, при отсутствии существенных нарушений процедуры его принятия и опубликования; спорные нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены не произвольно, а на основании их технико-экономического обоснования.
С указанными выводами следует согласиться.
Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе, их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в силу положений ст. 6, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), пп. 7.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На дату издания первоначальной редакции оспариваемого акта полномочиями по установлению нормативов накопления твердых бытовых отходов на территории Московской области было наделено министерство экологии и природопользования Московской области, что следует из содержания п. 12.13.8 постановления Правительства Московской области от 26 апреля 2013 года N 277/12 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природопользования Московской области".
Согласно п. 2 ст. 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления таких отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Пунктом 7 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее-Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в процентном отношении в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется п.п. 8 - 12 Правил, а формулы для расчета нормативов приведены в п. п. 15 - 22 этих же Правил.
Методическими рекомендация по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь; работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абз. 2 п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям административного ответчика, указали на то, что в рассматриваемой ситуации для определения нормативов были выбраны 10 муниципальных образований, на территории которых для исследования определены 76 участков с наличием в них многоквартирных домов различной этажности и площади, что не противоречит Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методическим рекомендациям.
Технико-экономическое обоснование нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, находящихся на территории Московской области, подготовлено самостоятельно сотрудниками министерства экологии и природопользования Московской области с привлечением МУП "Орехово-Зуевское городское предприятие коммунального хозяйства и благоустройства", в части представления измерительных приборов для проведения соответствующих замеров.
При этом, судами учтено, что оценка данному технико-экономическому обоснованию дана в решении Московского областного суда от 19 мая 2021 года, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года по иному административному делу по административному иску Мельникова С.И, Хмельникова Б.В. и Яковлева К.А, в рамках которого оспаривались положения распоряжений министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 года N 607-РМ и от 25 сентября 2019 года N 727-РМ "О внесении изменений в распоряжение министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 года N 424-РМ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области".
Указывая о необоснованности доводов административного истца относительно определения расчетной единицы при расчете нормативов накопления, суды указали, что в силу прямого указания закона право определения расчетной единицы с общей площади либо с количества проживающих лиц отнесено к полномочиям органа, в компетенцию которого входит утверждение нормативов, что и имело место по данному делу.
Кроме того, поскольку в судебном заседании, о времени и месте которого стороны были извещены надлежащим образом, назначенном на 24 ноября 2021 года, объявлен перерыв на 25 ноября 2021 года без его отложения и повторного извещения сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов стороны административного истца о допущенных нарушениях норм процессуального права в указанной части.
Помимо этого, судом также отмечено, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку эти выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Котовой ФИО14 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.