Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Липуновой Валентине Николаевне, Холмечскому сельскому Совету народных депутатов о признании недействительными распоряжений главы Холмечского сельского поселения Липуновой Валентины Николаевны о выплате себе премии, признании недействительным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-48 от 12 ноября 2020 года, признании частично недействительным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-11 от 18 октября 2019 года и о взыскании с Липуновой В.Н. в доход бюджета муниципального образования "Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области" суммы незаконно полученных премий
по кассационной жалобе Холмечского сельского Совета народных депутатов Суземского района Брянской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года по гражданскому делу N 33-262/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Липуновой В.Н, Холмечскому сельскому Совету народных депутатов о признании недействительными распоряжений главы Холмечского сельского поселения Липуновой В.Н. о выплате себе премии, признании недействительным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-48 от 12 ноября 2020 года, признании частично недействительным решения Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-11 от 18 октября 2019 года и о взыскании с Липуновой В.Н. в доход бюджета муниципального образования "Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области" суммы незаконно полученных премий.
Решением Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года исковые требования прокурора Суземского района Брянской области оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года решение Суземского районного суда Брянской области от 14 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокуратуры Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены частично: признаны недействительными распоряжения главы Холмечского сельского поселения Липуновой В.И. о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада: N 11-р от 18 октября 2019 года, N 12-р от 18 ноября 2019 года, N 13-р от 19 декабря 2019 года, N 1-р от 18 января 2020 года, N 2-р от 18 февраля 2020 года, N 3-р от 19 марта 2020 года, N 4-р от 17 апреля 2020 года, N 5-р от 18 мая 2020 года, N 6-р от 19 июня 2020 года, N 7-р от 17 июля 2020 года, N 8-р от 18 августа 2020 года, N 9-р от 18 сентября 2020 года, решение Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-48 от 12 ноября 2020 года "О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года"; с Липуновой В.И. в доход бюджета муниципального образования "Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области" взыскана сумма незаконно полученных премий в размере 17642 рублей 60 копеек и государственная пошлина в размере 705 рублей 70 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В поданной кассационной жалобе Холмечский сельский Совет народных депутатов Суземского района Брянской области просит отменить принятый по делу судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на законность начисления и выплаты премии, которая является частью заработной платы, выплачивалась в пределах Фонда оплаты труда с соблюдением нормативных актов.
Поскольку судебный акт обжалуется в части удовлетворения заявленных требований, оснований для проверки судебного акта в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Заслушав доклад судьи, пояснения прокурора, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Как установлено судом, в соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования "Холмечского сельское поселение" Глава Холмечского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения в соответствии с настоящим уставом исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов, а также возглавляет сельскую администрацию и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.
Решением Холмечского сельского Совета народных депутатов от 3 октября 2019 года N4-6 главой Холмечского сельского поселения, исполняющего полномочия председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов, а также возглавляющего Холмечскую сельскую администрацию на принципах единоначалия, утверждена Липунова В.И.
В 2019 году и за 9 месяцев 2020 года выплата ежемесячной премии в размере 25 процентов ежемесячно Липуновой В.И. производилась на основании распоряжений главы Холмечской сельской администрации (то есть самой Липуновой В.И): N 11-р от 18 октября 2019 года, N 12-р от 18 ноября 2019 года, N 13-р от 19 декабря 2019 года, N 1-р от 18 января 2020 года, N 2-р от 18 февраля 2020 года, N 3-р от 19 марта 2020 года, N 4-р от 17 апреля 2020 года, N 5-р от 18 мая 2020 года, N 6-р от 19 июня 2020 года, N 7-р от 17 июля 2020 года, N 8-р от 18 августа 2020 года, N 9-р от 18 сентября 2020 года.
Общий размер выплаченных премий Липуновой В.И. в указанный период составил 17642 рубля 60 копеек.
Основанием выплаты премий в распоряжениях указано Положение о премировании работников Холмечской сельской администрации, утвержденное распоряжением Холмечской сельской администрации от 16 июля 2019 года N75-р, которое в материалы дела не представлено.
Согласно материалам дела, 1 октября 2020 года прокурором Суземского района Брянской области председателю Холмечского сельского Совета народных депутатов Липуновой В.И. направлено представление о нарушении главой Холмечской сельской администрации, занимающего должности председателя Холмечского сельского Совета народных депутатов и главы Холмечского сельского поселения требований законодательства о противодействии коррупции, о местном самоуправлении и гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, выразившемся в принятии решений о выплате премий самому себе.
В ответ на представление прокурора Решением Холмечского сельского Совета народных депутатов N4-48 от 12 ноября 2020 года "О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года - сентябрь 2020 года" премии в размере 25 процентов, выплаченные в спорный период главе Холмечской сельской администрации Липуновой В.И, были признаны правомерными.
На указанное решение прокурором Суземского района в адрес Холмечского сельского Совета народных депутатов был принесен протест, оставленный без удовлетворения.
Решением Холмечского сельского Совета народных депутатов N3-87 от 15 июля 2019 года утверждено Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе муниципального образования "Холмечское сельское поселение".
Согласно пункту 2.4.1, подпункту "г" пункта 2.5.1 Положения, премии за выполнение особо важных заданий выплачиваются в соответствии с положением, утверждаемым нормативно-правовым актом Холмечского сельского Совета народных депутатов, с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, исполнения должностной инструкции. При формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица сверх сумм средств, направленных для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты в расчете на год премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере трех должностных окладов.
Подпунктом 3 пункта 1 решения Холмечского сельского Совета народных депутатов от 18 октября 2019 года N4-11 "Об установлении ежемесячных дополнительных выплат главе Холмечского сельского поселения" главе поселения установлена ежемесячная премия по результатам работы в размере 25% должностного оклада за выполнение текущих планов работы и при отсутствии невыполнения своих должностных обязанностей, упущений в работе, нарушения трудовой дисциплины, а также действий, повлекших нарушения действующего законодательства.
Порядок выплаты данных премий указанными актами не установлен.
Пунктами 3, 6, 7 Положения о премировании выборного должностного лица органов местного самоуправления Холмечского сельского поселения Суземского района, утвержденного решением Холмечского сельского Совета народных депутатов N4-39 от 15 июля 2020 года, установлено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно в размере 25% должностного оклада выборного должностного лица в пределах фонда оплаты труда при исполнении данным лицом определенных показателей в работе на основании распоряжения главы администрации Холмечского сельского поселения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области определены Уставом муниципального образования Холмечское сельское поселение.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Холмечского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования - Холмечский сельский Совет народных депутатов; глава Холмечского сельского поселения; местная администрация - Холмечская сельская администрация; контрольно-счетный орган поселения.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Брянской области от 12 августа 2008 года N 69-3 "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области" размер и порядок выплаты ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу в том, что распоряжения о выплате премии самой себе выносились Липуновой В.И. в соответствии с действующими правовыми актами органа местного самоуправления.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования является по своей природе поощрительной выплатой, Липунова В.И. не вправе была давать оценку своей деятельности для применения указанных поощрительных мер и принимать решения о назначении премий самой себе, поскольку вопрос о премировании Липуновой В.И. мог быть решен только представительным органом муниципального образования с учетом оценки ее деятельности и результатов работы. В связи с чем, судом обосновано признаны незаконными решение Холмечского сельского Совета народных депутатов N 4-48 от 12 ноября 2020 года "О правомерности выплат премий главе Холмечского сельского поселения за октябрь 2019 года-сентябрь 2020 года", а также распоряжения главы Холмечского сельского поселения Липуновой В.И. о выплате себе премии ежемесячно в размере 25 процентов должностного оклада за спорный период.
Суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу о взыскании с Липуновой В.И. в доход бюджета муниципального образования "Холмечское сельское поселение Суземского муниципального района Брянской области" полученных без законных оснований в качестве премий денежных средств в размере 17642 рублей 60 копеек, учитывая, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N273 -ФЗ "О противодействии коррупции" Закона Брянской области от 12 августа 2008 года N69-З "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ответчиком в жалобе доводы о законности начисления и выплаты Липуновой В.Н. премий, являлись предметом исследования судебной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии по гражданским делам являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Холмечского сельского Совета народных депутатов Суземского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.