Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством веб-конференции с использованием ресурса "Видеомост" гражданское дело по иску Косягина Сергея Петровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о включении периода службы в таможенных органах Российской Федерации в стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по кассационной жалобе Косягина Сергея Петровича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д, возражения представителя ответчика - Янгляевой Е.О. относительно доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Косягин С.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о включении периода службы в таможенных органах Российской Федерации в стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2021 г. исковые требования Косягина С.П. удовлетворены, признан незаконным и отменен пункт 3 протокола N8 от 23 июля 2021 года Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в части отказа Косягину С.П. включить в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06 сентября 1994 года по 04 мая 1998 года. На Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия возложена обязанность включить Косягину С.П. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06 сентября 1994 года по 04 мая 1998 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 15 марта 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2021г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Косягину С.П. отказано.
В поданной кассационной жалобе Косягин С.П. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 15 марта 2022 г. отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Косягин С.П. с 06 сентября 1994 г. по 23 октября 2018 г. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, в период с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г. замещал должность по специальному званию - инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни (приказ N195-К от 05 сентября 1994 г.) с 05 сентября 1998 г. переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации на основании статьи 25 КЗоТ РФ, статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" на должность инспектора отряда таможенной охраны.
Косягин С.П, имея специальное звание - капитан внутренней службы, замещая должность судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Ромодановскому району обратился с заявлением к ответчику о включении в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения периода замещения должности инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г.
Пунктом 3 Протоколом N8 от 23 июля 2021 г. заседания комиссии УФССП по Республике Мордовия по установлению стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения, дающего право на установление выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам УФССП по Республике Мордовия Косягину С.П. отказано во включении периода замещения должности инспектора отряда таможенной охраны Мордовской таможни с 06 сентября 1994г. по 04 мая 1998г. в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно расчету стажа государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации от 17 октября 2018г. N Косягину С.П. установлен стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации на 23 октября 2018 г. - 29 лет 09 месяцев 00 дней с учетом Службы в Мордовской таможне с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г, что составляет 3 года 07 месяцев 29 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Косягина С.П. о включении периода службы в таможенных органах РФ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения РФ для назначения надбавки за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что Косягин С.П. в период с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г. имел специальное звание инспектор таможенной службы III ранга и II ранга и замещал должность инспектора отряда таможенной охраны Мордовской Таможни, то есть на дату вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997г. N114-ФЗ Косягин С.П. имел специальное звание "инспектор таможенной службы" и являлся сотрудником таможенных органов Российской Федерации.
Учитывая, что выполнение должностным лицом, имеющим специальное звание, работы в таможенных органах Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона N114-ФЗ отвечало критериям прохождения службы в таможенных органах, определенным в названном федеральном законе, а также с целью недопущения ухудшения положения истца и восстановление его права на включение спорного периода в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, замещавшего в спорный период должность инспектора отряда таможенной охраны Мордовской Таможни и имевшего специальные звания "инспектор таможенной службы", суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований Косягина С.П.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что суждение суда первой инстанции о наличии у Косягина С.П. на дату вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ специального звания "инспектор таможенной службы", не свидетельствует о допустимости включения спорного периода службы истца в выслугу лет в органах принудительного исполнения, поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания): прапорщик таможенной службы; старший прапорщик таможенной службы; младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы; старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы; майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник таможенной службы; генерал-майор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы.
Поскольку данных о том, что в период с 6 сентября 1994 по 04 мая 1998г. Косягину С.П. было присвоено одно из указанных специальных званий материалы дела не содержат, а нормативно-правовыми актами, в том числе, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ приравнивание ранее присвоенных специальных званий сотрудников таможенных органов вновь определенным специальным званиям, приведенным в указанном законе, не предусмотрено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что период с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г. прохождения истцом службы в таможенных органах не подлежит зачету в выслугу лет в органах принудительного исполнения.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж службы (выслуги лет) для назначения надбавки за выслугу лет Косягина С.П. в органах принудительного исполнения периода замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 06 сентября 1994 года по 04 мая 1998 года, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с пунктом 1 части 6, частью 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, наряду с денежным довольствием подлежит выплате ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
Подпунктом "р" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 43, предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации включается время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства, Правительством Российской Федерации установлен различный порядок учета сотрудникам уголовно-исполнительной системы службы в таможенных органах при исчислении стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии и для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет): для назначения пенсии в выслугу лет подлежит включению период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) подлежит включению время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Отличия приведенных положений состоят в том, что для назначения пенсии указанным сотрудникам в выслугу лет подлежит включению период замещения должностей в таможенных органах, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, даже в случае, когда такое звание еще не было присвоено, но сотрудник проходил службу в этой должности, а для назначения надбавки за выслугу лет - только период службы в качестве сотрудника в специальном (персональном) звании.
При разрешении гражданского дела судом апелляционной инстанции не учтено, что в предъявленном иске Косягин С.П. просил признать право на включение в стаж службы (выслугу лет) периода службы период с 06 сентября 1994 г. по 04 мая 1998 г. в таможенных органах для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), при этом, исследованными в суде первой инстанции представлениями к присвоению специального звания, решениями аттестационной комиссии, аттестационным листом, выписками из приказов, ответами Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, подтверждается присвоение Косягину С.П. специальных званий, утвержденных Указом Президента РФ от 24.10.1992г. N1299 - инспектор таможенной службы III и II рангов.
В связи с последующим вступлением в силу Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 25.05.1998г. N505 "Вопросы приравнивания специальных званий сотрудников таможенных органов РФ" было определено, что специальные (персональные) звания должностных лиц таможенных органов РФ, присвоенные на основании Указа Президента РФ от 24.10.1992г. N1299 - инспектор таможенной службы III и II рангов были приравнены к специальным званиям сотрудников таможенных органов, введенным Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 г. N114-ФЗ - лейтенант и старший лейтенант таможенной службы.
Однако, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки данным доказательствам, указав, что приравнивание ранее присвоенных специальных званий сотрудникам таможенных органов вновь определённым специальным званиям, приведенным в ФЗ РФ N114-ФЗ, не предусмотрено, а также ошибочно сослался на то, что приведенные нормы исчисления выслуги лет не применимы к сотрудникам органов принудительного исполнения, так как они предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы истца в таможенных органах в выслугу лет в случае, если такая необходимость возникла бы у истца как должностного лица таможенного органа.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки спорному периоду службы истца в целях защиты его прав и законных интересов, обозначенных в исковом заявлении и применил ошибочное толкование регулирующих спорные отношения нормативных правовых актов, что повлекло не основанный на таких актах вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не имел специального звания.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, на основании чего пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска Косягина С.П.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 15 марта 2022 г. отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 23 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.