Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авхимович Е. С. к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением посредством предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях
по кассационной жалобе Авхимович Е. С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 декабря 2021 г.
заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Авхимович Е.С. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 27 августа 2019 г. N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать за ней право на обеспечение жилым помещением посредством предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с 12 мая 1999 г.
Определениями Дубровского районного суда Брянской области к участию в деле в качестве в качестве соответчиков привлечены войсковая часть 41495, Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 9 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 апреля 2021 г, исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения N от 27 августа 2019 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Признал за Авхимович Е.С. право на обеспечение жилым помещением посредством предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения. Обязал ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения восстановить Авхимович Е.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях с 12 мая 1999 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 апреля 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 декабря 2021 г. решение Дубровского районного суда Брянской области от 9 ноября 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Авхимович Е.С. отказано.
В кассационной жалобе Авхимович Е.С. просит отменить апелляционное определение. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Авхимович Е.С. проходила военную службу по контракту с 28 марта 1983 г. по 31 марта 1985 г. в в/ч 54819, с 22 апреля 1985 г. по 23 августа 1989 г. в в/ч 35452, с 23 августа 1989 г. по 26 декабря 1994 г. в в/ч 51432.
На основании приказа N командира войсковой части 51432 от 23 декабря 1994 г. сержант Авхимович Е.С. - механик-водитель группы регламента (средств опознавания) досрочно уволена из рядов ВС РФ с зачислением в запас по организационно-штатным мероприятиям, с 26 декабря 1994 г. исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлена на учет в Дубровский РВК Брянской области. Выслуга лет в вооруженных силах на 26 декабря 1994 г. составила 11 лет 8 месяцев 7 дней.
На период прохождения военной службы истцу на основании ордера N от 5 июня 1992 г, выданного КЭЧ Брянского района Московского военного округа МО СССР, на состав семьи 2 человека была предоставлена однокомнатная квартира площадью 14 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" в которой Авхимович Е.С. зарегистрирована и проживает в настоящее время одна.
Как установлено судом первой инстанции, Авхимович Е.С. включена в список граждан-получателей ГЖС с 12 мая 1999 г. по II категории, подлежит отселению из закрытого военного городка N, состав семьи 2 человека, избранное место жительства г "адрес". В последующие годы Авхимович Е.С. подтверждала свое право на переселение из закрытого военного городка "Сеща" и состояла в списке участников подпрограммы ГЖС по 2-й категории. На момент открытия закрытого военного городка "Сеща" в 2011 году состояла на учете в в/ч 21350-3 в подпрограмме "ГЖС" федеральной целевой программы "Жилище", как гражданин-участник, подлежащий переселению из закрытого военного городка "Сеща" и с учета не была снята.
4 июля 2019 г. Авхимович Е.С. обратилась с заявлением в отделение (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от 27 августа 2019 г. Авхимович Е.С. отказано в принятии на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете по линии Министерства обороны РФ.
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военн6ослужащих", Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 г, Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", "Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 512 от 29 июня 2011 г, исходил из того, что Авхимович Е.С. признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку включена в списки кандидатов на участие в федеральной целевой программе ГЖС, до настоящего времени право на жилище ею не реализовано, в течение 26 лет истец жилым помещением не обеспечена. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением и возложении соответствующей обязанности на федеральный орган исполнительной власти.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами районного суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из материалов дела следует, что квартира была предоставлена Авхимович Е.С. в качестве служебной на период прохождения службы.
Истец включена в состав участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" для приобретения (строительства) жилого помещения в "адрес", была поставлена на очередь, что подтверждается представленной в материалы дела справкой войсковой части 51432 от 19 января 1995 г. N.
Судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела представленный войсковой частью 41495 ответ от 20 декабря 2021 г. на запрос судебной коллегии, согласно которому жилищными комиссиями войсковых частей 64233, 21350-3, в том числе и их правопреемником - войсковой частью 41495 Авхимович Е.С. из состава участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" не исключалась. При этом одновременное предоставление жилого помещения за счет федерального органа власти и предоставление жилищной субсидии законом не предусмотрено.
По указанным основаниям судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции, отказав Авхимович Е.С. в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Абзацем первым пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Нижестоящими судами на основании представленных доказательств, а именно выписки из протокола N заседания жилищной комиссии в/ч 64233 от 6 февраля 2008 г, списка граждан-участников подпрограммы ГЖС, федеральной целевой программы "Жилище", списка граждан, проживающих в закрытых военных городках, подлежащих переселению, информации, предоставленной в/ч 41495 от 14 февраля 2020 г. N, от 23 марта 2020 г. N установлено, что Авхимович Е.С. включена в список граждан-получателей ГЖС с 12 мая 1999 г. по II категории. Подлежит отселению из закрытого военного городка N. Состав семьи 2 человека, избранное место жительства "адрес". В последующие годы Авхимович Е.С. подтверждала свое право на переселение из закрытого военного городка "Сеща" и состояла в списке участников подпрограммы ГЖС по 2-й категории. На момент открытия закрытого военного городка "Сеща" в 2011 году состояла на учете в в/ч 21350-3 в подпрограмме "ГЖС" федеральной целевой программы "Жилище", как гражданин-участник, подлежащий переселению из закрытого военного городка "Сеща" и с учета не была снята.
Сведения о том, что истец исключена из состава участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в материалах дела отсутствуют.
Поскольку одновременное предоставление жилого помещения за счет федерального органа власти и предоставление жилищной субсидии законом не предусмотрено, вывод суда апелляционной инстанции о законности решения об отказе в принятии Авхимович Е.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях основан на правильном применении указанных выше норм материального права с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора.
Ссылка заявителя в жалобе на наличие иной судебной практики по аналогичным делам несостоятельна, поскольку по данному делу установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Авхимович Е. С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.