Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
с участие прокурора Лаптева О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области к Макуниной Т.М. об изъятии земельного участка и объекта недвижимости с назначении выкупной цены, встречному иску Макуниной Т.М. к Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области о понуждении предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 года
заслушав доклад судьи Спрыгиной О.Б, заключение прокурора Лаптева О.Н, полагавшего выводы суда законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы- не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Выгоничская поселковая администрация Выгоничского района Брянской области обратилась с иском к Макуниной Т.М. об изъятии земельного участка и объекта недвижимости, назначении выкупной цены.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что распоряжением Выгоничской поселковой администрации от 29.12.2014 г. N, "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Выгоничской поселковой администрации от 25.02.2019 N многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Макуниной Т.М. на праве собственности принадлежит квартира N "адрес" в указанном доме площадью 39, 2 кв.м. В целях реализации программы администрацией проведена оценка жилого помещения, стоимость квартиры составила 1 086 288 руб. Все собственники жилых помещений дома уведомлены о необходимости сноса аварийных жилых помещений либо их реконструкции за счет собственника жилья. В установленный в требовании срок ответчик не принял мер к сносу помещения и не осуществил реконструкцию. В связи с чем, Выгоничиской поселковой администрацией 12 мая 2021 г. принято постановление "Об изъятии земельных участков, а также помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу для муниципальных нужд". В адрес ответчика истцом 14 мая 2021 г. направлен проект соглашения о выкупе жилого помещения. Однако соглашение с ответчиком о выкупе жилого помещения либо о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, не достигнуто.
Просил суд изъять принадлежащее Макуниной Т.М. жилое помещение с соответствующей долей собственности в земельном участке в муниципальную собственность с назначением выкупной цены согласно проведенной оценке.
Макунина Т.М. обратилась с встречными исковыми требованиями к Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области о понуждении предоставить жилое помещение.
Просила суд обязать Выгоничскую поселковую администрацию предоставить ей в собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не менее 39, 2 кв.м, расположенное в черте "адрес", полагая, что право выбора обеспечения жилищных прав принадлежит собственнику жилого помещения, признанного аварийным.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 года, исковые требования Макуниной Т.М. удовлетворены.
Возложена обязанность на администрацию Выгоничскую поселковую администрацию предоставить Макуниной Т.М. в собственность в замен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: "адрес", равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 39, 2 кв.м, расположенное в черте "адрес".
В удовлетворении исковых требований Выгоничской поселковой администрации отказано.
В кассационной жалобе Выгоничская поселковая администрация оспаривает законность судебных актов первой и апелляционной инстанции по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность решения суда и апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Выгоничской поселковой администрации от 29.12.2014 N 60 "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Макунина Т.М. является собственником "адрес" площадью 39, 2 кв.м.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной Практики ВС РФ за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ от 26.12.2012 года (вопрос 2), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ от 29.04.2014 года, раздел 2 "Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания".
Постановлением N 22 от 25.02.2019 Выгоничской поселковой администрации "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Выгоничское городское поселение (2019-2024 годы)" "адрес" включен в региональную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.
Как следует из текста названной программы, целями программы являются организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в такой муниципальной адресной программе.
Задачами названной программы являются формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Брянской области. Сроки реализации программы определены с 2019 года по 2024 годы.
Исполнителем программы является Выгоничская поселковая администрация, которая также осуществляет контроль над реализацией программы.
Постановлением Правительства Брянской области от 01 апреля 2019 года N 148 утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2019-2024 года), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства и средствами областного бюджета.
Таким образом, судом установлено, что квартира, принадлежащая ответчику Макуниной Т.М. включена в вышеуказанную адресную программу, ввиду аварийности ее состояния, следовательно к спорным правоотношениям подлежат применению положения п.3 ст, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства", по смыслу которых собственник такого жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно ч.6 и 4.8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В рассматриваемом случае Макунина Т.М. в качестве способа обеспечения ее жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, она имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ранее, которое должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как следует из материалов дела, постановлением Выгоничской поселковой администрации от 12 мая 2021 г. N у ответчика Макуниной Т.М. подлежит изъятию 13, 86/100 доли земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: "адрес" кадастровым номером N а также жилое помещение площадью 39, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В адрес ответчика 12 мая 2021 г. направлено предложение заключить соглашение о выкупе аварийного жилого помещения по установленной по результатам оценки выкупной цене 1 086 288 руб, однако собственник - ответчик Макунина Т.М. отказалась от подписания соглашения о выкупе.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса российской Федерации, ст. 16, 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание приведенные нормы материального права, разъяснения Верховного Суда РФ, положения Региональной адресной программы, отказывая в удовлетворении исковых требований Выгоничской поселковой администрации и удовлетворяя встречный иск, правомерно учел, что жилой дом, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Макуниной Т.М. принадлежит право выбора любого из названных способов обеспечения ее жилищных прав, которым она воспользовалась, обратившись в суд в связи с недостижением соглашения с соответствующим публичным образованием.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, подробно мотивированными в судебных актах, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, указанные заявителем в качестве доводов кассационной жалобы, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Суд кассационный инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ).
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 год оставить без изменения, кассационную жалобу Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.