Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Левобережного района г.Липецка в защиту прав, свобод и законных интересов Владимировой Т.П. к администрации г.Липецка, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект и выполнить работы по ограничению подъема уровня подземных вод, по кассационной жалобе администрации г. Липецка на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 9 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, объяснения представителя администрации г.Липецка Серезетдиной Я.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Воеводина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Левобережного района г. Липецка обратился с иском в защиту законных интересов пенсионера Владимировой Т.П. к администрации г. Липецка о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что на протяжении длительного времени происходит подтопление подвального помещения "адрес", при этом находящиеся на балансе АО "ЛГЭК" и ООО "УК "АДС" сети, относящиеся к общедомовому имуществу, находятся в исправном состоянии. О проблеме подтопления подвала многоквартирного дома с момента ее появления осведомлен департамент ЖКХ администрации г. Липецка, который мер по способствованию выявлению причин подтопления и организации их устранения не предпринял. Учитывая происхождение воды, проникающей в подвальное помещение дома, а также с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в виде разрушения фундамента дома из-за его подмыва, прокуратурой по результатам проведенных мероприятий 16.10.2020 в адрес главы администрации г. Липецка вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрация г. Липецка в письме указала на выводы инженерно-геологического изыскания ООО "Трест инженерно-строительных изысканий Липецк", что в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровней (напоров) подземных вод и влажности грунтов, превышающие принятые для данного вида застройки (или территории) критические значения и нарушающие необходимые условия эксплуатации объектов. Для защиты территорий от подтопления следует выполнить мероприятия, ограничивающие подъем уровня подземных вод. Администрация г. Липецка поручила Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка разработать в 2021 году основные проектные решения по понижению уровня грунтовых вод путем проведения мероприятий по водопонижению района "адрес" в целом, с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес". Указанное поручение также было дано департаментам: финансов, градостроительства и архитектуры, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
До настоящего времени администрацией г. Липецка мер по контролю за исполнением поручений, данным профильным подразделениям органа местного самоуправления с целью способствования скорейшего устранения подтопления подвального помещения многоквартирного "адрес" не предпринято.
С учетом изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г. Липецка в части непринятия мер по разработке в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проекта мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес";
обязать администрацию г. Липецка разработать в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проект мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес";
выполнить на основании разработанного в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проекта мероприятий работы по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес".
Решением Советского районного суда г.Липецка от 26 августа 2021 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 9 февраля 2022г. решение Советского районного суда г.Липецка от 26 августа 2021 г. отменено, постановлено новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации г. Липецка в части непринятия мер по разработке в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проекта мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес".
На администрацию г. Липецка возложена обязанность разработать в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проект мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес" и выполнить на основании разработанного в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проекта мероприятий работы по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес" в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрации г. Липецка ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду несоответствия выводов суда материалам дела и неправильного применения норм материального права, об оставлении в силе решения Советского районного суда г.Липецка от 26 августа 2021 г, которым отказано в иске.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для его отмены не установила.
По результатам проверки обращения Владимировой Т.П, проживающей в "адрес" многоквартирного "адрес" в "адрес", установлено, что подтопление подвального помещения указанного дома происходит на протяжении длительного времени. Для минимизации последствий подтопления управляющей организацией многоквартирного дома ООО "УК "АДС" осуществляется откачка воды в подвале.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что находящиеся на балансе АО "ЛГЭК" и ООО "УК "АДС" сети, относящиеся к общедомовому имуществу указанного многоквартирного дома находятся в исправном состоянии; вода, проникающая в подвальное помещение многоквартирного дома, является природной.
По результатам инженерно-геологических изысканий в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", установлено, что на глубине 2, 3-2, 5 м проходят подземные воды, приуроченные к аллювиальным отложениям и имеющие гидравлическую связь с рекой Воронеж; питание этих вод осуществляется за счет инфильтрации атмосферных осадков и возможных утечек воды из водонесущих конструкций. По характеру подтопления участок изысканий отнесен к подтопленным территориям с глубиной залегания подземных вод менее 3м.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что причиной подтопления подвального помещения дома является вода природного происхождения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований к администрации г. Липецка, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, исходил из того, что администрацией г. Липецка принимаются необходимые меры по реализации основных мероприятий по строительству самотечного коллектора по "адрес" от "адрес" до "адрес" на площади Мира, проведение работ по производству проекта мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес" не планировалось. Поскольку расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, суд сделал вывод, что решение об удовлетворении иска будет вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитав их ошибочными, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, и не основаны на совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль и муниципальный жилищный контроль.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения, помимо прочего, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона N 131-ФЗ).
В пункте 4.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, закреплено, что подвальные помещения многоквартирных жилых домов должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
В соответствии с п.4 и п.5 ст.8 Устава городского округа г.Липецк Липецкой области РФ, принятого решением Липецкого городского Совета депутатов от 24.02.2015 года N990, к вопросам местного значения отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно ст.31 Устава формирование расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами г.Липецка, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Липецка от 26.06.2014года N1387 "Об утверждении Порядков в сфере осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности г.Липецка" установлена процедура принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из бюджета г.Липецка в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности г.Липецка.
Отбор объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества производится с учетом соответствия целям и приоритетам стратегического развития г.Липецка. Главный распорядитель готовит обоснование проекта решения исходя из необходимости выполнения задач и функций, относящихся к сфере его деятельности.
При рассмотрении дела судом установлено, что о залитии подвальных помещений спорного многоквартирного дома департаменту ЖКХ администрации г. Липецка было известно с момента его появления, каких-либо конкретных мер по выявлению причин подтопления и организации их устранения не предпринято до настоящего времени.
Учитывая происхождение воды в подвальном помещении дома, а также с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в виде разрушения фундамента дома из-за его подмыва, прокуратурой 16.10.2020 года в адрес главы администрации г. Липецка было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления", а также с учетом требований Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30.12.2009 N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для защиты территорий от подтопления следует выполнить мероприятия, ограничивающие подъем уровня подземных вод (дренаж, противофильтрационные завесы, устройство закрытой дождевой канализации, гидроизоляция фундаментов и т.д.).
Согласно письму администрации г. Липецка от 10.12.2020года в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровней (напоров) подземных вод и/или влажности грунтов, превышающие принятые для данного вида застройки (или территории) критические значения и нарушающие необходимые условия эксплуатации объектов (зданий многоквартирных домов в частности).
Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка и департаменту дорожного хозяйства администрации г. Липецка поручено рассмотреть возможность разработать в 2021 году основные проектные решения по понижению уровня грунтовых вод путём проведения мероприятий по водопонижению района проспекта Мира в целом, в частности с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес".
Также судом установлено, что в рамках утвержденной схемы водоотведения города Липецка, исходя из технической возможности и целесообразности строительства системы дождевой канализации для уменьшения подтопления грунтовыми водами близлежащей территории, определены основные мероприятия по строительству самотечного коллектора по пр.Мира Д=900 мм, протяженностью 2411м, сметной стоимостью в ценах 2018 года 56136, 22 тыс.руб. Срок строительства данной дождевой канализации определен - 2022-2024 гг. В соответствии с доведенными департаменту бюджетными ассигнованиями на 2021 и плановый период 2022-2023 годов, денежные средства на проектирование и строительство вышеуказанной дождевой канализации не предусмотрены.
Также судом установлено, что администрацией г.Липецка до настоящего времени не разработан проект мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод с целью исключения подтопления подвальных помещений "адрес" в "адрес", мероприятия по понижению уровня грунтовых вод не проведены.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм на органы местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно решать вопросы обеспечения понижения грунтовых вод с целью исключения подтопления подвальных помещений жилого дома в пределах их компетенции, однако, достоверно установлено, что проведение таких мероприятий в отношении жилого многоэтажного "адрес" в "адрес" не планировалось.
С учетом установленных обстоятельств по делу и указанных выше нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца. Установив, что подтопление подвальных помещений не устранено, водоотведение не организовано, суд пришел к выводу, что бездействие органа местного самоуправления при решении этого вопроса местного значения является незаконным.
В этой связи суд возложили на администрацию г. Липецка обязанность разработать в соответствии с СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления" проект мероприятий по ограничению подъема уровня подземных вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного "адрес" и выполнить на основании разработанного проекта мероприятий работы по ограничению подъема уровня подземных вод в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы о несогласии с такими выводами относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а, следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устранение (уменьшение) подтопления жилых помещений грунтовыми водами в границах городского округа и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на водопонижение района проспекта Мира в целом и обеспечивающих предотвращение подтопления данной территории города Липецка, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения города, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Как видно из материалов дела, обстоятельства систематического подтопления подвального помещения многоквартирного жилого "адрес" участвующими в деле лицами не оспаривались.
В данном случае методы, способы решения вопроса местного значения по обеспечению понижения грунтовых вод в районе "адрес" с целью исключения подтопления подвальных помещений многоквартирного жилого дома и принятию соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на ограничение подъема уровня подземных вод и обеспечивающих предотвращение подтопления жилого дома с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, определяются органами местного самоуправления самостоятельно. Понуждение органа местного самоуправления к выполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей не может расцениваться как вмешательство в его деятельность.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Липецка - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.