Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Курдюковой Н.А, с участие прокурора Воеводина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2180/2-2021 (УИД 46RS0031-01-2021-003962-50) по иску УМВД России по Курской области к Ткачеву Евгению Алексеевичу, Ткачевой Елене Николаевне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО16 и ФИО17, о выселении из служебного жилого помещения
по кассационной жалобе Ткачева Евгения Алексеевича на решение Промышленного районного суда г. Курска от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, объяснения представителя УМВД России по Курской области - Анохина Д.Г, просившего об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения, заключение прокурора Воеводина А.В, полагавшего, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
решением Промышленного районного суда г. Курска от 4 октября 2021 г. исковые требования УМВД России по Курской области к Ткачеву Евгению Алексеевичу, Ткачевой Елене Николаевне, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ткачевой ФИО18 и ФИО19, о выселении из служебного жилого помещения удовлетворены.
Судом постановлено: выселить Ткачева Евгения Алексеевича, Ткачеву Елену Николаевну, несовершеннолетних ФИО22, ФИО20 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Ходатайство ответчиков об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено.
Ткачеву Евгению Алексеевичу, Ткачевой Елене Николаевне, ФИО23, ФИО24 предоставлена отсрочка исполнения решения о выселении из указанного жилого помещения на срок до 31.05.2022 г.
С Ткачева Евгения Алексеевича взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования "город Курск" в размере 300 рублей 00 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 декабря 2021 г, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 13 января 2022 г. об исправлении описки, решение Промышленного районного суда г. Курска от 4 октября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ткачев Е.А. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, указывает, что истцом в нарушение требования пункта 3 части 2 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указаны сведения обо всех ответчиках. Кроме того, несовершеннолетние ФИО25 ФИО26 извещались судом о рассмотрении дела, а истцом в их адрес исковое заявление не направлялось. Ссылается на то, что статус спорного жилого помещения и его предоставление Ткачеву Е.А, проходящему службу в органах внутренних дел, на основании решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курской области от 12 декабря 2012 г. во временное пользование на период службы, свидетельствуют о том, что квартира предоставлялась на условиях служебного жилого помещения. Указывает, что указание в пункте 28 Типового положения дополнительных по сравнению с частью 3 статьи 103 ЖК РФ категорий лиц, выселение которых из служебных помещений запрещено, нормам жилищного законодательства не противоречит, однако устанавливает запрет на выселение Ткачева Е.А. и одновременно подтверждает право Ткачева Е.А. на пользование предоставленным служебным помещением до предоставления другого жилого помещения. Указанный запрет на выселение, который распространяется на Ткачева Е.А. как на сотрудника ОВД, имеющего выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, является гарантией прав Ткачева Е.А. на пользование служебным помещением до предоставления другого жилого помещения. Выселение Ткачева Е.А. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения является нарушением его прав на жилище, установленное и гарантированное абз. 2 п. 28 Типового положения, ст.ст. 3, 4, 11, 49, 51, 52, 54, 92, 93, 99, 100, 103 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив возражения УМВД России по Курской области, просившего об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 05.04.2012 г. за УМВД России по Курской области зарегистрировано право оперативного управления на квартиру общей площадью 51, 7 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"
Распоряжением МВД России от 08.06.2012 г. N 1/4733 "Об отнесении жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за УМВД России по Курской области, к специализированному жилищному фонду", данная квартира включена в специализированный жилищный фонд. Решением ЖБК УМВД России по Курской области от 21.12.2012 г. (протокол N 4) Ткачеву Е.А, проходившему службу в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОП N 4 УМВД России по г. Курску, предоставлено служебное жилое помещение - квартира общей площадью 51, 7 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
05.04.2013 г. между УМВД России по Курской области и Ткачевым Е.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения N 108 сроком на 2 года, но не более срока службы Ткачева Е.А. в УМВД России по Курской области, согласно которому ему и членам его семьи за плату во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двухкомнатной квартиры N 59 общей площадью 51, 7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" для временного проживания в нем. На основании п. 4 договора, совместно с Ткачевым Е.А. в жилое помещение вселились члены его семьи - Ткачева Е.Н. - жена, ФИО27 дочь. Пунктом 19 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что при расторжении или прекращении данного договора наниматель и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение.
17.04.2015 г. между УМВД России по Курской области и Ткачевым Е.А. было заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения N 108 от 05.04.2015 г, в соответствии с которым жилое помещение предоставляется Ткачеву Е.А. в связи с прохождением службы в УМВД России по г. Курску в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; срок действия договора был продлен на 2 года, но не более чем на период службы Ткачева Е.А.
Приказом УМВД России по Курской области от 05.05.2016 г. N 539 Ткачев Е.А. уволен со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью, на основании заключения врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
В связи с прекращением службы в органах внутренних дел ЖБК УМВД России по Курской области 17.02.2017 г. (протокол N 3) принято решение о расторжении с Ткачевым Е.А. договора найма служебного жилого помещения от 05.04.2013 г. N 108.
21.02.201 г. Ткачеву Е.А. было направлено уведомление о расторжении договора найма и освобождении занимаемого служебного помещения. Требование об освобождении жилого помещения ответчиками исполнено не было.
В настоящее время в спорной квартире проживают Ткачев Е.А, Ткачева Е.Н. и их несовершеннолетние дети - ФИО28 и ФИО31 что подтверждается справкой ООО УК "Виктория" и не отрицалось ответчиками.
Ткачев Е.А. имеет постоянную регистрацию по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение принадлежит матери ответчика ФИО32
Его супруга Ткачева Е.Н. и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение принадлежит отцу ответчика ФИО33
Каких-либо объектов недвижимости в собственности Ткачев Е.А. и Ткачева Е.Н. не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Ткачев Е.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит, что им не отрицалось.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (статьи 93, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации), исходя из того, что по условиям заключенного между истцом и Ткачевым Е.А. договора найма служебного жилого помещения от 05.04.2013 г. спорная квартира была предоставлена ответчику на период прохождения им службы в УМВД России по Курской области, после окончания которой указанный договор прекращает свое действие, а Ткачев Е.А. и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, что ответчик и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоят, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Однако, предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем, доказательств того, что ответчики состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется и ответчиками не представлено.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора найма служебного жилого помещения, спорная квартира была предоставлена ответчику на период прохождения им службы, после окончания которой указанный договор прекращает свое действие, в связи с чем ответчик и члены его семьи обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение без предоставления другого жилья.
Каких-либо сведений о том, что ответчик состоял на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы, либо заявлял о постановке на учет в целях признания его нуждающимся в жилом помещении или приобретении недвижимости не имеется.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, проверялись судом и обоснованно отклонены по вышеизложенным основаниям, а также в связи с тем, что кассатором неправильно истолкованы нормы права, доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных судом доказательств, которым в обжалуемых судебных постановлениях дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Промышленного районного суда г. Курска от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 23 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ткачева Евгения Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.