Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-300/2022 по иску Тымановой Людмилы Петровны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения о предоставлении субсидии, приказа, восстановлении в списке участников мероприятия, по кассационной жалобе Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тыманова Л.П. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в котором просила признать незаконными решение от 19 февраля 2021 года о предоставлении субсидии по мероприятию Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры", признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 г. N 346-п, в части расчета размера субсидии за минусом площади жилого помещения по адресу: "данные изъяты"; приказ от 13 августа 2021 года N 388-п "О снятии с учета на получение субсидии и исключения из списков участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры", признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" в части исключения Тымановой Л.П.; восстановить в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры", признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм".
В обоснование заявленных требований указала, что с 26 августа 2011 года была признана участником мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры". 03 марта 2021 года ответчик направил уведомление о возникновении права на получение субсидии в текущем году. 23 апреля 2021 года ответчик направил уведомление о размере субсидии 0 руб, обосновав тем, что на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от 26 мая 1994 года Тыманова Л.П. является собственником жилого помещения, по адресу: "данные изъяты". 23 августа 2021 года ответчиком было направлено уведомление о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия. С принятыми решениями истец не согласна, так как указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Тыманова Л.П. относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что 26 августа 2011года Тыманова Л.П. составом семьи 1 человек признана участником мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры" по целевой программе "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 23 декабря 2010 года N 368-п. с целью получения субсидии на приобретение жилых помещений в собственность граждан.
03 марта 2021 года Департамент строительства ХМАО-Югры уведомил истца о принятом решении о предоставлении истцу уведомления о возникновении права на получение субсидии в текущем году по мероприятию "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, в соответствии с пунктом 34 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п (далее - Порядок), 23 апреля 2021 года Департамент строительства ХМАО-Югры, рассчитал субсидию в размере 0, 0 рублей с учетом площади жилого помещения 51, 0 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", находящегося в собственности Тымановой Л.П. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от 26 мая 1994 года.
Приказом Департамента строительства ХМАО-Югры от 13 августа 2021 года N 388-п "О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО-Югры" в соответствии с подпунктом 7.9 пункта 7 порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО- Югре, подавшим до 31 декабря 2014 г. заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, Тыманова Л.П. снята с учета на получение субсидии и исключена из списков участников мероприятия. Основанием исключения явилось непредставление истцом в период действия уведомления, документов указанных в п. 15 Порядка (л.д. 20-21).
Жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", и принадлежащее Тымановой Л.П. на праве собственности, распоряжением главы Березовского района от 16 октября 2006 г. N 1309-р признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Названное обстоятельство было указано Тымановой Л.П. в заявлении о признании ее участником подпрограммы.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования Тымановой Л.П, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п, исходил из того, что принадлежащее Тымановой Л.П. жилое помещение, расположенное по адресу "данные изъяты", является непригодным для проживания, признано аварийным в установленном законом порядке, в связи с чем, произведенный департаментом расчет субсидии с учетом площади аварийного, признанного непригодным для проживания жилого помещения, является неверным, и пришел к выводу о незаконности приказа N 388-п от 13 августа 2021 года принятого на основании указанного расчета, как не соответствующего установленным принципам признания граждан участниками мероприятия.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение о снятии истца с учета для получения субсидии и исключении из списков участников мероприятия принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с непредставлением документов о приобретении жилого помещения в период действия уведомления, что предусмотрено утвержденным Порядком, а не в связи с тем, что размер предполагаемой субсидии, подлежащей выплате истцу в соответствии с произведенным Департаментом расчетом, составляет 0 руб, жилищные права истца будут реализованы и путем возмещения выкупной стоимости взамен жилья, принадлежащего истцу и признанного аварийным, в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, произведенный расчет субсидии в размере 0 руб. является правильным, основанием для отмены судебных актов не являются.
Как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, Тыманова Л.П. была признана участником мероприятия в связи с тем, что принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение площадью 51 кв.м непригодно для проживания, расположено в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (л.д. 84).
Так, в силу пункта 39 вышеназванного Порядка, если участник и (или) члены его семьи, на которых осуществляется расчет субсидии, в течение 5 лет, предшествующих дате принятия решения о предоставлении субсидии, произвели продажу, дарение или отчуждение иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности (за исключением отчуждения жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийными (непригодным) и подлежащими сносу, в связи с расселением и получением взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения, находящегося в собственности по настоящее время, а также отчуждения жилых помещений в связи с исполнением судебного решения о взыскании задолженности по кредитному договору (договору займа) и обращении взыскания на заложенное имущество), размер субсидии устанавливается исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, за вычетом общей площади (долей) отчужденного жилого помещения.
Если участник и (или) члены его семьи, на которых осуществляется расчет субсидии, имеют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности либо по договору социального найма, расчет субсидии осуществляется за минусом общей площади имеющихся жилых помещений.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, законодатель делает исключения в отношении жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, отчужденных участниками мероприятия, это же правило должно было распространяться в отношении истца, иное толкование приведет к нарушению принципа равенства и искажению сути мероприятия, в котором участвует истец как лицо из числа коренных малочисленных народов Севера.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом приведенных положений названного Порядка, суд пришел к обоснованному выводу о неправильности произведенного ответчиком расчета субсидии и об отсутствии оснований для снятия истца с соответствующего учета, для чего послужил основанием указанный расчет.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что наличие у истца права, предусмотренного ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не исключает обязанность ответчика по предоставлению истцу государственной поддержки в рамках подпрограммы, разработанной в субъекте Российской Федерации.
Отклоняя доводы ответчика о том, что истец была исключена из участников программы по причине непредставления документов для получения субсидии, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что фактически истец исключена из программы вопреки принятому уполномоченным органом решению от 26 августа 2011 года о признании истца участником мероприятия, что нарушает принцип правовой определенности. Установленный ответчиком размер субсидии равный 0 руб. не мог повлечь обязанность гражданина по предоставлению документов в целях получения такой субсидии.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.