Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и
Щербаковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Курчевской В.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи административное дело N 3а-16/2022 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, тарифный орган):
- от 30 декабря 2019 года N 62-э/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области", - от 30 декабря 2019 года N 62-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2020 год", - от 27 декабря 2019 года N 61-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены на основании долгосрочных параметров регулирования", по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") (далее - ПАО "Россети Центр и Приволжье", Общество, сетевая организация) на решение Ивановского областного суда от 18 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителей административного истца Воронина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Соколовой А.В, заинтересованного лица АО "ПСК" Мартыновой А.А. и Старковой Т.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2019 года N 62-э/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области" (далее - Постановление N 62-э/3) были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2020 год.
В таблице 1 приложения 1 к Постановлению N 62-э/4 приведен перечень сетевых организаций, необходимая валовая выручка (далее - НВВ) которых без учета оплаты потерь учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.
В строке 20 указанного перечня значится АО "ПСК", НВВ которого принята при расчете единых (котловых) тарифов в размере 89 383, 73 тыс. рублей.
Постановлением Департамента от 30 декабря 2020 года N 62-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2020 год" (далее - Постановление N 62-э/5) в том числе установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парой сетевых организаций ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (3 августа 2021 года переименовано в ПАО "Россети Центр и Приволжье") и АО "ПСК" в размере 2, 10449руб./кВт·ч в первом полугодии и 2, 10449 руб. /кВт·ч во втором полугодии 2020 года в соответствии с приложением к указанному постановлению.
Постановлением Департамента от 27 декабря 2019 года N 61-э/2 "Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования" (далее - Постановление N 61-э/2) установлена НВВ для сетевых организаций Ивановской области на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годы (без учета оплаты потерь).
Согласно пункту 5 приложения 2 к настоящему постановлению НВВ для АО "ПСК" на 2020 год составила 89 383, 73 тыс. руб.
Названные нормативные правовые акты официально опубликованы в печатном издании "Ивановская газета" N 3(6312), 17 января 2020 года.
ПАО "Россети Центр и Приволжье", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области и применяющей единые (котловые) и индивидуальные тарифы, обратилось в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанных выше постановлений недействующими с даты принятия.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что Департамент в отсутствие правовых оснований признал АО "ПСК" соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 (далее - Критерии ТСО).
Несоответствие АО "ПСК" пункту 2 названных Критериев ТСО, по мнению административного истца, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 года по делу N А17-9175/2018, в соответствии с которым признано отсутствующим право собственности АО "ПСК" на объект - линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером 37:05:010427:1082, который зарегистрирован за ПАО "МРСК Центра и Приволжья" как ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 и ВЛ Минеевская.
Общество в составе материалов тарифного дела на 2020 год направило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области реестр свидетельств о государственной регистрации прав на имущество, в котором указано свидетельство о праве собственности от 4 июля 2008 года N 37-АА 324485 на электросетевой комплекс "Фурманов-1", в состав которого входят ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 от подстанции "Иваново 220".
При расчете единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2020 год указанные выше объекты из общего состава условных единиц не исключались и учтены при расчете НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье".
Однако, расходы на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по точкам поставки электрической энергии: ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 в нарушение пункта 7 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 47 Методических указаний N 20-э/2 необоснованно включены в состав НВВ АО "ПСК".
Ввиду уклонения АО "ПСК" от исполнения тарифно-балансового решения Департамента за период с 2015 по 2020 годы, ПАО "ФСК ЕЭС" было вынуждено неоднократно обращаться в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании денежных средств за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-9175/2018 Арбитражный суд города Москвы отменил по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные решения о взыскании с АО "ПСК" задолженности, при новом рассмотрении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ПАО "Россети Центр и Приволжье", с которого производится взыскание в пользу ПАО "ФСК ЕЭС".
Кроме того, административный истец полагает, что Департамент допустил двойной учет неподконтрольных расходов ПАО "Россети Центр и Приволжье" и АО "ПСК" в отношении одних и тех же объектов электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2, зарегистрированной за ПАО "Россети Центр и Приволжье", и линии электропередачи ВЛ 110 кВ, зарегистрированной за АО "ПСК", при расчете как НВВ ПАО "Россети Центра и Приволжье", так и НВВ АО "ПСК", следовательно, НВВ по региону, участвующая в установлении единых (котловых) тарифов и тарифов для конечных потребителей, необоснованно завышена.
Так, при установлении индивидуальных тарифов для АО "ПСК" Департаментом необоснованно по одним и тем же объектам (ВЛ 110 кВ Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Фурманов 2) в НВВ АО "ПСК" на 2020 год учтены расходы по статье "Амортизация основных средств", "Плата за аренду имущества", "Налог на имущество. Земельный налог" и которые также учтены при исчислении НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье".
При этом Департамент располагал сведениями о споре ПАО "Россети Центр и Приволжье" и АО "ПСК" в отношении линий электропередачи, а также включением линий электропередачи в электросетевой комплекс "Фурманов -1", поскольку участвовал в суде при рассмотрении данных споров.
Полагает, что действия Департамента противоречат административному регламенту по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
Департамент, по мнению административного истца, не организовал при установлении спорных тарифов проведение надлежащей экспертизы сторонними лицами (ввиду отсутствия у штатных экспертов технической возможности для ее выполнения), допустил ненадлежащий анализ экономической обоснованности заявленных АО "ПСК" расходов, двойной учет результатов деятельности ПАО "Россети Центр и Приволжье" и АО "ПСК", осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении одних и тех же объектов, не исключил из расчета НВВ АО "ПСК" экономически необоснованные расходы, а также произвел ненадлежащий анализ соответствия АО "ПСК" Критериям ТСО.
Решением Ивановского областного суда от 18 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Общества по доверенности Воронин А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить административный иск в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Так, по мнению подателя жалобы, судом не дана оценка тому, что при установлении оспариваемого тарифа, Департаментом анализ представленных АО "ПСК" документов в обоснование состава принадлежащих электросетевых объектов был проведен ненадлежащим образом; АО "ПСК" не соответствовало пункту 2 Критериев ТСО, заявив факт принадлежности линии электропередач, собственником которой являлся административный истец; при проверке оспариваемого нормативного правового акта суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-9175/2018, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и может являться основанием для пересмотра ранее установленного тарифа; суд не применил пункт 7 Основ ценообразования и пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861; суд вышел за пределы рассмотрения дела, дав оценку тарифному периоду на 2022 год; при установлении спорных тарифов имел место двойной учет оспариваемого имущества, неверный расчет НВВ, что повлекло нарушение прав и законных интересов как истца, так и иных участников правоотношений; выводы суда о добросовестности АО "ПСК" в ходе тарифного регулирования не соответствуют обстоятельствам дела.
Также указывает, что оспариваемые постановления не соответствуют пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 7, 63 Основ ценообразования и пунктам 22, 23, 24 Правил государственного регулирования цен, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования цен), пункту 2 Критерий ТСО, пунктам 6, 34 Правил N 861, пункту 49 Методических указаний N 20-э/2, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком, заинтересованным лицом АО "ПСК" и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения о их несостоятельности.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представляли.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Закона об электроэнергетике), и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 названного Закона).
К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования, Правила регулирования цен, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методические указания N 20-э/2.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти названного региона в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику, в соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п.
Принятие оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, участвующими в деле лицами не оспаривается.
По названным основаниям нормативные правовые акты участвующими в деле лицами не оспариваются.
Разрешая заявленные требования по существу и проверяя соответствие оспариваемых нормативных актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, тарифы установлены с учетом принципа экономической обоснованности, экономические интересы административного истца не нарушены.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Доводы административного истца о необоснованном отнесении АО "ПСК" к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
Так, из материалов административного дела следует, что АО "ПСК" отнесено тарифным органом к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку является сетевой организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей. Общество осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям.
Аналогичное определение сетевых организация приведено в пункте 2 Правил N 861.
Согласно положений Правил регулирования цен установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8); организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 12); к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 названных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе, следующие обосновывающие материалы:
- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13);
- утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г..N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (подпункт 16 пункта 17); регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 22); экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 23).
Аналогичные положения установлены в пункте 3.4 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, утвержденном приказом начальника Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29 декабря 2018 года N 162-п (далее - Регламент).
В случае сложности соответствующей экспертной работы, обусловленной отсутствием у штатных экспертов технической возможности для ее выполнения, Департамент может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (тот же пункт Регламента).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования цен основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.
К названным критериям относятся, в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 Критериев); владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).
Согласно Правилам регулирования цен орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования (пункт 30(1)); решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 25).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 апреля 2020 года АО "ПСК" направило в Департамент заявление об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2020 год, которое содержало перечень обосновывающих документов (65 приложений) для установления тарифов на 2020 год, в том числе: пояснительную записку к расчетам НВВ на передачу электрической энергии и мощности по сетям АО "ПСК" на 2020 год; копии налоговых деклараций; информацию об объектах основных средств, участвующих в производстве и передаче электрической энергии; копии правоустанавливающих документов на ВЛ-110 кВ; копии правоустанавливающих документов на электросетевой комплекс КРАНЭКС; копию свидетельства о регистрации на ПС-110.
В перечне объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности АО "ПСК", в том числе значится Линия электропередачи ВЛ-110 кВ, расположенная по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Беляницы, г. Иваново, ул. 2 Напольная, ул. Молодых Рабочих, территория ОАО "Машиностроительная компания "Кранэкс" протяженностью 16 340 м, что подтверждено представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 декабря 2017 года.
8 мая 2019 года Департаментом открыто дело об установлении тарифов, о чем в адрес названного общества направлено соответствующее извещение.
18 декабря 2019 года экспертной группой Департамента энергетики и тарифов Ивановской области оформлено экспертное заключение по расчету НВВ АО "ПСК" на содержание электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования 2020 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2020 год, а также принимаемой при установлении НВВ и долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "ПСК" на 2020 - 2022 годы.
В тот же день составлено экспертное заключение по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО "ПСК" со смежными территориальными сетевыми организациями на 2020 год.
30 декабря 2019 года экспертной группой Департамента составлено экспертное заключение по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2020 год.
Названные выше экспертные заключения положены в основу принятых Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области 27 и 30 декабря 2019 года постановлений об установлении тарифов.
Вопреки доводам административного истца, повторяющимся в апелляционной жалобе, Департаментом экспертиза предложения АО "ПСК" проведена в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов в области тарифного регулирования, экспертные заключения соответствуют предъявляемым к ним требованиям, содержат, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Суд первой инстанции верно указал, что привлечение для проведения экспертизы сторонних организаций является правом органа регулирования, однако, оснований для этого Департаментом, исходя из представленных в составе тарифной заявки документов, не установлено.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом на заседании Правления при наличии необходимого кворума в соответствии с полномочиями, предоставленными тарифному органу пунктом 5.2 Положения о Департаменте энергетике и тарифов Ивановской области.
В соответствии с положениями пункта 30 (1) Правил регулирования цен Департамент разместил на своем официальном сайте (https://det.ivanovoobl.ru/otkrytye-dannye/perechen-reguliruemykh-organizatsiy/elektroenergetika/) информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования - 2020 год, в том числе, и в отношении АО "ПСК".
На странице 3 экспертного заключения по расчету НВВ от 18 декабря 2019 года указаны основания, по которым Департамент пришел к выводу о соответствии АО "ПСК" Критериям ТСО, в том числе, владение на праве собственности на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными подстанциями, сумма номинальной мощности которых составляет 52, 38 МВА, и линиями электропередачи, имеющими непосредственное соединение с трансформаторными подстанциями, сумма протяженности по трассе которых составляет не менее 15 км, не менее 2-х номинальных классов напряжения: на высоком уровне напряжения (110 кВ и выше) - 16, 34 км; на среднем уровне напряжения (от 1 кВ до 20 кВ) - 3, 169 км; на низком уровне напряжения (ниже 1 кВ) - 0, 357 км.
На основании представленных материалов в рамках рассмотрения настоящего тарифного дела на 2020 год Департамент определилсоответствие АО "ПСК" пунктам 1, 2 Критериев, поскольку оно владело на праве собственности:
- ПС 110/6-6 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 26 декабря 2012 года, кадастровый номер 37-37-01/344/2011-199), трансформаторная мощность которой составляет 50 МВА, а также рядом трансформаторных подстанций 6/0, 4 кВ;
- линией электропередачи ВЛ-110 кВ протяженностью 16, 34 км (выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 года, кадастровый номер 37:05:010427:1082);
- линиями электропередачи 6 кВ и 0, 4 кВ, общей протяженностью 11, 054 км (выписка из ЕГРН от 28 июля 2017 года, кадастровый номер 37:24:020501:651).
При определении соответствия Критериям ТСО Департамент учитывал протяженность линий электропередачи 6 кВ в размере 3, 169 км и 0, 4 кВ - 0, 357 км, поскольку согласно однолинейной схеме электроснабжения АО "ПСК" имеются резервные участки линий электропередачи и линии, не участвующие в передаче электрической энергии конечным потребителям (третьим лицам). Все указанные выше линии электропередачи имеют соединение с трансформаторными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО.
Оценив собранные по делу доказательствам, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что Департамент обоснованно признал АО "ПСК", отвечающим пунктам 1, 2 Критериев.
Также суд первой инстанции правильно указал, что наличие на момент принятия соответствующих тарифных решений в отношении АО "ПСК" на 2020 год в производстве Арбитражного суда Ивановской области спора о праве собственности на объекты электросетевого хозяйства не могло являться основанием для отказа в признании владельца данных объектов, права на которые на тот момент за ним были зарегистрированы в установленном законом порядке, соответствующим Критериям ТСО.
Решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-9175/2018, которым признано отсутствующим право собственности АО "ПСК" на часть объекта недвижимости - Линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером 37:05:010427:1082, расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, д. Беляницы, г. Иваново, ул. 2 Напольная, ул. Молодых Рабочих, территория ОАО "Машиностроительная компания "Кранэкс", а именно от опоры N 1 до опоры N 70 (включительно), принято 6 ноября 2020 года и вступило в законную силу 2 июня 2021 года, то есть уже после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Следовательно, оно могло быть принято во внимание при тарифном регулировании на 2022 год.
Кроме того, судом было принято во внимание, что решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-9175/2018 не содержит выводов относительно соответствия или несоответствия АО "ПСК" Критериям ТСО, о возможности или невозможности установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии для пары сетевых организаций ПАО "Россети" - АО "ПСК", в связи с чем не является относимым доказательством по данным вопросам.
В данном случае тарифы установлены по процедуре, предусмотренной Правилами регулирования цен с соблюдением положений приведенного выше Административного регламента.
В свою очередь анализ соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям должен в обязательном порядке производится при установлении (пересмотре) тарифа, и при решении этого вопроса следует исходить из актуальной информации о наличии у организации соответствующих активов.
Доводы административного истца об отсутствии в материалах тарифного дела АО "ПСК" документов, подтверждающих право собственности в отношении ВЛ 110 кВ "Иваново-Фурманов-1" и ВЛ 110 кВ "Иваново-Фурманов-2", о которых имеется упоминание в части документов в составе тарифной заявки АО "ПСК", отклонены судом первой инстанции, поскольку не образуют оснований для признания оспариваемых тарифных решений незаконными.
Как установлено Арбитражным судом Ивановской области по делу N А17-9175/2018, Линия электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (ПАО "Россети Центр и Приволжье") и Линия электропередачи 110 кВ (АО "ПСК") - это тождественный объект.
При этом на момент принятия оспариваемых тарифных решений у обеих организаций - как у филиала "Ивэнерго", так и у АО "ПСК", имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество, достаточное для отнесения к территориальным сетевым организациям. Вместе с тем как в бухгалтерском учете у филиала "Ивэнерго" и АО "ПСК", так и в записях в ЕГРН на момент принятия тарифных решений эти объекты не являлись полностью идентичными, причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 "Ивановская-220", зарегистрированная ранее за АО "ПСК" как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером 37:05:010427:1082, у филиала "Ивэнерго", как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса "Фурманов-1", а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов I и ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов II.
В рамках тарифной заявки АО "ПСК" в отношении линии электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером 37:05:010427:1082 протяженностью 16 340 метров в Департамент была представлена выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания АО "ПСК" не соответствующим Критериям отнесения к территориальным сетевым организациям у Департамента не имелось.
Также суд первой инстанции учел, что изменения в ЕГРН в части протяженности линии электропередачи (260 метров) внесены только 27 декабря 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости пересмотра Департаментом тарифных решений по вступлению решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу, то есть до окончания текущего расчетного периода регулирования, основаны на неверном толковании положений пункта 7 Основ ценообразования, пунктов 24, 33 (1) Правил регулирования цен.
В данном случае, пересмотр тарифных решений возможен только на основании решения суда о признании недействующим решения регулирующего органа об установлении тарифа. Между тем, подобных решений не принималось.
Поскольку оценка соответствия регулируемой организации Критериям ТСО производится в ходе тарифной кампании, постольку сам по себе факт вступления в настоящее время в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области основанием для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов не является.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно отметил, что из пояснений представителей Департамента, АО "ПСК" в судебном заседании следует, что при определении соответствия Критериям ТСО в рамках тарифной кампании на 2022 год даже без учета спорного участка Линии электропередач ВЛ-110 кВ с 1 по 70 опору АО "ПСК" признано Департаментом соответствующим Критериям отнесения к ТСО, при том, что новых объектов у АО "ПСК" не появилось.
Оценивая доводы административного истца о том, что расходы на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по спорным точкам поставки на ПС "Иваново-220 кВ" неправомерно были учтены в составе НВВ АО "ПСК", суд первой инстанции, в том числе, учел, что инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа (Правила регулирования цен, раздел III Основ ценообразования, пункты 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Как было установлено судом и следует из материалов дела, в пункте 2.5 экспертного заключения от 18 декабря 2019 года по расчету НВВ Департамент определилсумму расходов на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС", включенных в НВВ АО "ПСК" на 2020 в размере 81 826, 28 тыс. руб.
Каких-либо оснований для признания расходов на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" экономически необоснованными у Департамента не было.
Согласно пункту 2 примечания к приложению N 7 к Приказу ФАС России от 19 июня 2018 года N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
В обоснование порядка поступления электрической энергии в сети АО "ПСК" в материалы тарифного дела АО "ПСК" был представлен договор от 1 апреля 2015 года N 1043/П/МКО2999, заключенный между АО "ПСК" и ПАО "ФСК ЕЭС", акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29 мая 2014 года N А147/14.
В то время как договоры между ПАО "Россети Центр и Приволжья" и ПАО "ФСК ЕЭС" об оказании услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки отсутствовали.
Кроме того, согласно экспертному заключению от 18 декабря 2019 года приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28 ноября 2019 N 1567/19-ДСП, названным государственным органом сформирован сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 года. В соответствии с направленной в адрес Департамента выпиской из сводного прогнозного баланса по Ивановской области утверждена заявленная мощность потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2020 год для АО "ПСК" - 26, 83 МВт, что является обязательным для Департамента.
Следует признать, что, формируя свою тарифную заявку на 2020 год, АО "ПСК" действовало добросовестно, поскольку на протяжении периода с 2015 года имело договорные отношения с ПАО "ФСК ЕЭС".
Следовательно, принятые Департаментом нормативные правовые акты в полной мере отражали действительные хозяйственные отношения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ПСК" в спорных точках поставки по состоянию на дату принятия тарифных решений.
Поскольку по состоянию на даты принятия оспариваемых постановлений ПАО "Россети Центр и Приволжье" не имело никаких взаимоотношений с ПАО "ФСК ЕЭС" по спорным точкам поставки, договор между ПАО "Россети Центр и Приволжье" и ПАО "ФСК ЕЭС" об оплате услуг по передаче электрической энергии от подстанции "Иваново-220 кВ" не заключался, соответственно, доводы административного истца о необоснованности включения указанных расходов в НВВ АО "ПСК", повторяющиеся в апелляционной жалобе, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания экономически необоснованными расходов АО "ПСК" на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" у Департамента не имелось, а тариф для АО "ПСК" установлен Департаментом исходя из представленных заявителями документов, в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Произошедшее после принятия оспариваемых тарифных решений изменение хозяйственных взаимоотношений административного истца, заинтересованных лиц АО "ПСК" и ПАО "ФСК ЕЭС", о неправомерности принятых Департаментом нормативных правовых актов не свидетельствует, как и пересмотр Арбитражным судом города Москвы по вновь открывшимся обстоятельствам (с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области) по соответствующим заявлениям АО "ПСК" вынесенных решений по делам NN А40-49618/2016, А40-17134/17, А40-10430/2018, А40-259662/2018, А40-30216/2019, А40-206376/2019, А40-305927/2019 о взыскании с АО "ПСК" в пользу ПАО "ФСК ЕЭС" задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии, поскольку не указывает на нарушение Департаментом каких-либо норм действующего законодательства, преюдиции при рассмотрении настоящего дела не создают.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 год на плановый период 2022 года расходы на оплату услуг ФСК "ЕЭС" не включены в НВВ АО "ПСК", вследствие чего постановлением Департамента от 12 ноября 2021 года N 49-э/1 внесены изменения в приложение 2 к постановлению Департамента от 27 декабря 2019 года N 61-э/2, в соответствии с которыми НВВ АО "ПСК" на 2022 год установлена в размере 12 223, 66 тыс. руб. вместо ранее принятой 113 840, 30 тыс. руб.
Доводы административного истца о двойном учете неподконтрольных расходов (амортизации, налога на имущество, земельного налога (арендной платы за пользование землей)) в НВВ как ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго"), так и АО "ПСК" в отношении одного и того же объекта (части участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 "Ивановская-220") при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Так, общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Как установлено судом первой инстанции и следует из экспертного заключения от 18 декабря 2019 года, расходы АО "ПСК" по статье "Амортизация основных средств" на 2020 год приняты экспертной группой исходя из перечня имущества, относящегося к линиям электропередачи, и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью в общем размере 1 996, 43 тыс. руб. с учетом требований приведенного выше пункта 27 Основ ценообразования.
Согласно представленной в материалы тарифного дела (т. 1) информации об объектах основных средств АО "ПСК", участвующих в производстве и передаче электроэнергии за 2018 год, общая стоимость объектов составляет 142 651 026, 24 руб, общая сумма амортизации объектов составляет 1 996 434 руб.
В пункте 34 данной информации указана Линия электропередач ЛЭП 110 кВ с инвентарным номером N357011717, сумма амортизации по которой составляет 1 050 119, 76 руб, исходя из первоначальной стоимости сооружения 52 505 985, 60 руб.
В свою очередь расходы по налогу на имущество АО "ПСК" учтены в НВВ в общем размере 569, 1 тыс. руб, исходя из фактически уплаченного налога на имущество за 2018 год, и складываются из сведений, отраженных в представленных АО "ПСК" декларациях (том 1 тарифного дела), на сумму 310 301 тыс. руб. и 258 837 тыс. руб. (в том числе в отношении Линии электропередачи 110 кВ с кадастровым номером 37:05:010427:1082).
Не оспаривая непосредственно сам расчет указанных расходов, административный истец указывал на то, что аналогичные расходы (на амортизацию основных средств и по налогу на имущество) также учтены в НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" в заявленном им размере в полном объеме без исключения, в том числе в отношении ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2.
Так, в состав общей суммы расходов на амортизацию на 2020 год (216 367, 88 тыс. руб.) в НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" включены расходы на амортизацию в отношении ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (инвентарные номера бухгалтерского учета NN 1029, 1034, 995); на уплату налога на имущество Департаментом учтено 53 698, 46 тыс. руб. на уровне фактических расходов 2018 года с учетом среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с данными налоговой декларации по налогу на имущество, в состав которого также вошли ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2.
Однако, как было указано ранее, до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-9175/2018 у обеих организаций - как у филиала "Ивэнерго", так и у АО "ПСК" имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество. Причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 "Ивановская-220", зарегистрированная ранее за АО "ПСК" как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером 37:05:010427:1082, у филиала "Ивэнерго", как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса "Фурманов-1", а именно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов I и ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов II, а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов I с отпайкой на ПС "Богородское" и ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов II с отпайкой на ПС "Богородское" общей протяженностью 42, 2 км по трассе, которым в бухгалтерском учете филиала "Ивэнерго" присвоены инвентарные номера 1029, 1034, 995 и на которые филиалом "Ивэнерго" начисляется амортизация, а также уплачивается налог на имущество (за исключением инвентарного номера 995, так как имущество по нему самортизировано).
Следовательно, в бухгалтерском учете у филиала "Ивэнерго" и АО "ПСК" на момент принятия тарифных решений отсутствовали полностью идентичные отдельные объекты учета, а также достоверные сведения о том, что эти объекты совпадают.
Как верно указал суд в обжалуемом решении, данное имущество у АО "ПСК" на момент принятия тарифных решений являлось объектом бухгалтерского учета и порождало все предусмотренные законом правовые последствия, в том числе, являясь объектом налогообложения налога на имущество и объектом основных средств, в отношении которых действуют нормы амортизации.
Осуществление АО "ПСК", как действующим на тот момент собственником, исчисления налогов и начисления амортизации по спорному имуществу не могло быть расценено Департаментом как недобросовестные действия регулируемой организации и послужить к признанию заявленных АО "ПСК" к учету в НВВ на 2020 год расходов по налогу на имущество и амортизации экономически необоснованными, поскольку они предусмотрены действующим законодательством, и все основания для их несения на момент принятия Департаментом оспариваемых нормативно-правовых актов у АО "ПСК" имелись.
Кроме того, часть зарегистрированной за АО "ПСК" ВЛ 110 кВ осталась не оспорена.
Из представленного в материалы административного дела технического плана на Линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером 37:05:010427:1082 следует, что в связи с принятым Арбитражным судом Ивановской области судебным актом изменилась протяженность указанного сооружения, которая в оставшейся части составляет 260 метров. В указанной части уточнены сведения об объекте в ЕГРН, в подтверждение чему АО "ПСК" представлена выписка от 27 декабря 2021 года и инвентарная карточка объекта основных средств по состоянию на 17 декабря 2021 года, из которых следует, что Линия электропередачи ВЛ-110 кВ продолжает оставаться объектом бухгалтерского учета АО "ПСК" с той же первоначальной стоимостью 52 505 985, 60 рублей и уже в этой части не совпадает с объектом недвижимости ПАО "Россети Центр и Приволжье".
Как следует из пояснительной записки, расчета земельного налога, имеющихся в материалах тарифного дела и экспертного заключения от 18 декабря 2019 года, расходы по налогу на землю учтены в НВВ АО "ПСК" в общем размере 208, 00 тыс. руб. согласно предложению организации, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и налоговой ставки (1, 5%), определенной в соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, и складываются из фактических расходов АО "ПСК" по налогу на землю за 2018 год за земельные участки с кадастровыми номерами 37:24:020501:541 в сумме 98 100 руб. (электроподстанция 110/10/6 кВ), 37:24:020501:546 в сумме 109 755 руб. (электросетевой комплекс "Кранэкс"), 37:05:000000:155 в сумме 146 руб. (под опоры ЛЭП 110кВ), находящиеся в бессрочном пользовании АО "ПСК".
Судом также было установлено, что в подтверждение несения расходов по налогу на землю АО "ПСК" представлены декларации. В общем перечне представленных деклараций по налогу на землю представлена декларация по налогу на землю в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:05:000000:155 площадью 0, 8 га с разрешенным использованием: под опоры линии электропередачи ВЛ-110 кВ.
С учетом изложенного, в отношении спорного участка сети и у филиала "Ивэнерго", и у АО "ПСК" имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество, указанное имущество значилось в бухгалтерском учете организаций под самостоятельными инвентарными номерами, в отношении него начислялась амортизация, уплачивался налог на имущество, следовательно, на момент принятия спорных тарифных решений идентичных объектов учета, позволяющих говорить о двойном учете неподконтрольных расходов, не имелось.
Также административный истец указывает на то, что в НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" были учтены расходы на арендную плату за земельные участки, предоставленные под опоры ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2, ссылаясь при этом на пункт 3 изменений в экспертное заключение по установлению НВВ и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Россети Центр и Приволжье" на 2017 -2021 годы от 30 декабря 2019 года, согласно которому экспертной группой Департамента учтены неподконтрольные расходы по статье "Плата за аренду имущества" в общем размере 8 246, 63 тыс. руб, в том числе, 2 018, 10 тыс. руб. - арендная плата за пользование землей за 2018 год по договорам аренды N 12-2018-юр и N 13-2018-юр от 16 апреля 2018 года, заключенными под опоры ВЛ 110 кВ Иваново 220 - Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново 220 - Фурманов 2 от подстанции "Ивановская 220" (объект ЕНЭС ПАО "ФСК ЕЭС"), N 39-2010-юр от 23 сентября 2010 года (под опоры ВЛ 110 кВ Минеевская).
Вопреки приведенным додам, указанные договоры аренды заключены ПАО "Россети Центр и Приволжье" в отношении других земельных участков с кадастровыми номерами 37:05:011173:30, 37:05:011172:9, 37:05:000000:1393, 37:05:010427:1432, 37:05:010408:641, 37:05:010402:421, 37:05:000000:1392, 37:056010413:36, 37:056010448:264, 37:056010448:263, 37:056010448:262, 37:056010448:261, 37:056010448:260, 37:056010447:6, 37:056010447:7, 37:056010408:22, 37:056010408:23, 37:056010408:24, 37:056010408:25, 37:056010408:28, 37:056010408:27, 37:056010408:26, 37:056010408:30, 37:056010408:29.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом судебном акте, что оснований для вывода о двойном учете налога на землю (арендной платы) не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Судьи О.Н. Ефремова
Н.В. Щербакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.