Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковский Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Молчановой М.А, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-270/2022 по апелляционной жалобе Соколовой Е.Д. на решение Брянского областного суда от 22 ноября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Соколовой Е.Д. о признании недействующими пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 219), пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 222), пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 221).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 219 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 2 марта 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 3 декабря 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 222 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 1 марта 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 28 ноября 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года N 221 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 1 марта 2022 года.
Под пунктом N в Перечень на 2018 года, пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Соколова Е.Д, являющаяся собственником здания с кадастровым номером N, обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими с 1 января 2018 года пункт N Перечня на 2018 года, с 1 января 2019 года пункт N Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункт N Перечня на 2020 год, указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из его кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку влекут увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Решением Брянского областного суда от 9 марта 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 6 мая 2022 года) в удовлетворении административных исковых требований Соколовой Е.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Соколова Е.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении решения судом не учтены сведения ЕГРН о наименовании и назначении помещения - нежилое, а также факт непроведения административным ответчиком обследования объекта в натуре на предмет его фактического использования.
Определением судьи Брянского областного суда от 5 мая 2022 года заявление Соколовой Е.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на решение Брянского областного суда от 9 марта 2022 года удовлетворено, срок восстановлен.
Относительно доводов апелляционной жалобы управлением имущественных отношений Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. От представителя административного истца Понфиленко Н.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного истца. В удовлетворении ходатайства управления имущественных отношений Брянской области о проведении судебного заседания с применением видеоконферен-связи отказано.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2018, 2019, 2020 годы налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Соколова Е.Д. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного в 6-этажном многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 3 марта 2022 года N).
Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 25 февраля 2022 года N).
Из объяснений представителя управления имущественных отношений Брянской области следует, что спорное помещение включено в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018, 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по его предназначению в соответствии с технической документацией.
Согласно техническому паспорту на здание, составленному межрайонным отделением по г. Брянску N 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 10 февраля 2014 года, оно имеет общую площадь - "данные изъяты" кв. м, в его состав входят помещения с наименованием "офис" площадью "данные изъяты" кв. м, что составляет 30 % от общей площади (т. 1 л. д. 240).
По состоянию на 21 сентября 2021 года ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" составлен новый технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" в котором сведения о помещениях с наименованием "офис" отсутствуют (т. 1 л. д. 232).
Таким образом, сведения о предназначении помещений в здании, содержащиеся в технической документации по состоянию на момент утверждения Перечней на 2018-2020 годы, а также на начало соответствующих налоговый периодов, подтверждают использование более 20% общей площади для размещения офисов.
Оценив представленные сведения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установленные обстоятельства являются достаточным основанием для включения здания в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018, 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, так как достаточными для включения объекта недвижимости в Перечни по критерию его предназначения являются сведения технической документации, а также не учтены сведения технического паспорта от 21 сентября 2021 года как составленного после начала спорных налоговых периодов.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не проведено обследование нежилого помещения в целях установления его фактического использования, подлежат отклонению, поскольку в силу действующего правового регулирования данное обстоятельство не является обязательным для включения помещения в Перечни, объект недвижимости признан объектом налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по иному основанию.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 9 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколовой Е.Д. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.