Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Снадиной А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-158/2021 по кассационной жалобе представителя административного истца Исмаилова Мехман Ахмед Оглы на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 октября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 11 февраля 2022 г., принятые по административному иску "звание" Харебова Вадима Феликсовича об оспаривании бездействия главнокомандующего "данные изъяты" связанного с порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых судебных актов, доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, объяснения представителя административного ответчика Узденова М.С, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Харебова В.Ф. с требованиями о признании незаконным бездействия главнокомандующего "данные изъяты", связанного с необеспечением его жилищной субсидией, и возложении обязанности по её предоставлению во внеочередном порядке.
В поданной 5 мая 2022 г. кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обоснование этого приводит доводы, суть которых сводится к тому, что незаконность бездействия административного ответчика установлена, поскольку Харебов В.Ф. незамедлительно не обеспечен жильем в форме жилищной субсидии.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Пьянзин Е.А, опровергая доводы жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационного обращения и письменных возражений, суд приходит к нижеследующему.
Судами установлено и материалами административного дела подтверждается, что решением жилищной комиссии войсковой части N. от 15 апреля 2021 г. Харебов В.Ф. и члены его семьи, состоящей из... человек, включая его самого, супругу и... детей, приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с 25 сентября 2020 г. с формой обеспечения в виде жилищной субсидии во внеочередном порядке.
На момент рассмотрения дела на указанном учете находилось 425 чел, в том числе 175 чел, включенных ранее Харебова В.Ф. в списки лиц, имеющих аналогичную социальную гарантию на обеспечение жилищной субсидией во внеочередном порядке.
С учетом того, что поступающие денежные средства на предоставление жилищной субсидии выплачиваются с учетом времени включения лиц льготной категории в соответствующие списки, а дополнительно истребованное финансирование, достаточное для обеспечения административного истца указанной субсидией, к моменту его обращения к административному ответчику в ноябре 2021 г. не поступило, Харебов В.Ф, настаивая на немедленной реализации жилищной гарантии, обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия главнокомандующего "данные изъяты"
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членами их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилищной субсидией, внеочередное право на предоставление которой реализуется на основании статьи 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 "Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), а также приказом "данные изъяты" от 28 сентября 2018 г. N 428 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту "данные изъяты" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 6, 8 и 14 Правил во всех федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба ведутся списки (реестры) нуждающихся в жилых помещениях с внесением в них данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет), и членах их семей. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.
Как установлено в пунктах 6-9 и 11-14 Порядка, распределение лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, осуществляется Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ДС Росгвардии) согласно потребности в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений по очередности, определяемой в соответствии с пунктами 8 и 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях.
В течение десяти рабочих дней со дня доведения "данные изъяты", воинской части (организации) лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, жилищная комиссия принимает решение об обеспечении военнослужащего гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
Жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Выписка из решения жилищной комиссии об обеспечении военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии не позднее дня, следующего за днем подписания такого решения, представляется в Финансово-экономический департамент "данные изъяты".
Копия протокола о предоставлении жилищной субсидии выдается жилищной комиссией в течение трех рабочих дней с даты его утверждения главнокомандующим "данные изъяты", командиром (начальником) воинской части (организации) под расписку военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей.
На основании протокола о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей издается приказ "данные изъяты" (приказ командира (начальника) воинской части (организации), в котором указываются номер и дата решения жилищной комиссии о предоставлении жилищной субсидии, получатели жилищной субсидии (военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей) и ее размер, реквизиты банковского счета, на который перечисляется жилищная субсидия.
Надлежащим образом заверенные копии вышеназванных приказа и протокола в течение трех рабочих дней с даты издания приказа направляются в финансовый орган (бухгалтерию) воинской части (организации), которая в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет жилищную комиссию и кадровый орган воинской части.
Проанализировав содержание приведенных выше норм, суды обоснованно констатировали, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающих, что обеспечение определенной категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем во внеочередном порядке производится исходя из времени принятия их на жилищный учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории лиц, имеющих аналогичные социальные льготы.
По делу установлено, что перед административным истцом значилось 175 чел, претендующих на внеочередное получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии в том же порядке не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Харебова В.Ф. Отсутствовали и достаточные бюджетные ассигнования на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющие обеспечить такой субсидией всех нуждающихся.
Разрешая при указанных обстоятельствах спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы о том, что принятыми судебными актами не обеспечена защита права Харебова В.Ф. на льготное обеспечение жилищной субсидией являются несостоятельными, поскольку реализация этого права предусматривает определенный порядок и не может ставиться в зависимость от того, кто из военнослужащих, имеющих право на внеочередное предоставление указанной субсидии, обратится в суд с заявлением раньше.
Иной порядок, на применении которого фактически настаивает автор жалобы, нарушает баланс прав и законных интересов лиц, имеющих аналогичную социальную гарантию, и противоречит закрепленному в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
Таких оснований по настоящему делу не имеется, принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке в указанной части.
Оснований к безусловной отмене этих судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 октября 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 11 февраля 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Харебова Вадима Феликсовича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 июля 2022 г.
Председательствующий: В.В. Сивов
Судьи: Ю.А. Дубов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.