Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-42/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части N 1. - Симоняна Сергея Юрьевича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 2. "звание" Рогатина Ивана Владимировича об оспаривании бездействия командира войсковой части N 1., связанного с ненаправлением на медицинское освидетельствование.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 1 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 28 апреля 2022 г, удовлетворено вышеуказанное административное исковое заявление Рогатина И.В.
Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N 1, связанное с ненаправлением Рогатина И.В. на медицинское освидетельствование в федеральное государственное казенное учреждение " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " "данные изъяты"") и обязал административного ответчика выдать Рогатину И.В. направление на медицинское освидетельствование, медицинскую и служебную характеристики. Кроме того судом с войсковой части N 1. через лицевой счет филиала федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" в пользу Рогатина И.В. взыскано 300 руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В поданной 30 мая 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Симонян С.Ю, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что необходимости в направлении на медицинское освидетельствование Рогатина И.В. не имелось в виду его нежелания проходить военную службу. При этом обращает внимание, что показания допрошенных в судебных заседаниях свидетелей отражены в протоколе судебного заседания не в полном объеме и их содержание не отражено в судебном акте суда первой инстанции, а аудиозапись судебного заседания в части допроса свидетеля ФИО. судом утрачена. Поданные им замечания на неполноту протокола судебного заседания необоснованно судами отвергнуты, а это является обстоятельством, влекущим безусловную отмену судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Рогатин И.В. проходит военную службу по контракту с июня 2001 г, с октября 2020 г. - в должности "данные изъяты" войсковой части N 2... Срок действия последнего контракта о прохождении военной службы истекает 16 июня 2022 г.
В связи с предстоящим увольнением в запас по истечении срока контракта Рогатин И.В. 17 и 21 января 2022 г. обратился к командиру вышестоящей войсковой части N 1. с рапортами, в которых просил направить его на ежегодное медицинское освидетельствование, обращая внимание на истечение срока действия выданного ранее заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) от 18 декабря 2020 г.
20 января 2022 г. в ходе беседы, проведенной командиром войсковой части N 1. с Рогатиным И.В. в связи с предстоящим увольнением с военной службы по истечении срока контракта, административный истец просил направить его на ВВК.
Согласно сообщению временно исполняющего обязанности командира войсковой части N 1. от 23 января 2022 г, направленному в адрес административного истца, медицинское освидетельствование спланировано на февраль 2022 г.
Из приказов командира войсковой части N 1. от 24 января 2022 г. N 85 и 18 февраля 2022 г. N 163 усматривается, что с 24 января 2022 г. Рогатин И.В. направлен на стационарное лечение по неотложным показаниям в ФГКУ " "данные изъяты"", а 18 февраля 2022 г. - прибыл к месту службы и приступил к исполнению служебных обязанностей.
В период прохождения административным истцом лечения 8 февраля 2022 г. командованием войсковой части N 1. Рогатину И.В. оформлено направление на медицинское освидетельствование ВВК в вышеуказанном медицинском учреждении, которое не было реализовано.
18 февраля 2022 г. Рогатин И.В. вновь обратился к командиру войсковой части N 1. с рапортом, в котором просил выдать ему направление на медицинское освидетельствование. Однако направление на освидетельствование ВВК ему выдано не было.
25 февраля 2022 г. Рогатин И.В. направлен командованием на стационарное лечение в ФГКУ " "данные изъяты"" по неотложным показаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ") в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью) проводится военно-врачебная экспертиза.
В силу ч. 9 ст. 61 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
На основании п. 2 Положения для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
Согласно п. 3 этого же Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования военнослужащих.
Пунктом 8 Положения установлено, что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, о годности к военной службе по конкретной военно-учетной специальности, службе по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
В соответствии с подп. "а" и. 3, п. 8 Инструкции об организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил Российской Федерации, на медицинское освидетельствование, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 55, направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется прямыми начальниками от командира - отдельной воинской части и выше, подписывается и заверяется печатью.
В соответствии с п. 28 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. командир воинской части за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта, в том числе, направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую ВВК.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали применимые нормы материального права и пришли к обоснованным выводам, что поскольку срок действия предыдущего заключения ВВК в отношении Рогатина И.В. истек 18 декабря 2021 г, то он, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и изъявивший желание, должен был быть направлен на медицинское освидетельствование.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие командира войсковой части N 1, связанное с ненаправлением Рогатина И.В. на медицинское освидетельствование и обязали административного ответчика выдать Рогатину И.В. направление на медицинское освидетельствование в военный госпиталь, медицинскую и служебную характеристики.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для отклонения судом первой инстанции поданных замечаний на протокол судебного заседания являются несостоятельными и не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку замечания на протокол судебного заседания рассмотрены судьей в соответствии с требованиями ст. 207 КАС Российской Федерации. При этом объективных данных о том, что протокол судебного заседания, неполно или неправильно отражает ход судебного разбирательства, не представлено.
Иные доводы автора кассационной жалобы, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Рогатина Ивана Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Симоняна Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 июля 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.