Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Дубова Ю.А. и Красношапки В.Б., при секретаре Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело 2а-21/2022 по кассационной жалобе административного истца Осипова Николая Владимировича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 26 января 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 14 апреля 2022 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Осипова Н.В. об оспаривании действий командиров войсковых частей N 1. и N., федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с порядком увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и суть поступивших письменных возражений на нее, заключение военного прокурора Анчутина А.В, предложившего судебные акты оставить без изменения, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Осипова Н.В. с требованиями о признании незаконными приказов командира войсковой части N 1. от 19 октября 2019 г. N 71 о досрочном увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и от 28 ноября 2019 г. N 65-ДД об исключении из списков личного состава воинской части 12 декабря 2019 г, а также возложении обязанности на указанное должностное лицо по его восстановлению на военной службе и обеспечению положенными видами довольствия.
В кассационной жалобе, поданной 24 мая 2022 г, административный истец, выражая несогласие с судебными постановлениями и полагая, что они приняты с нарушением норм процессуального права, просит об их отмене и удовлетворении требований административного иска.
В обоснование этого приводит доводы, аналогичные тем, которые ранее уже были предметом рассмотрения судебных инстанций. Их суть сводится к тому, что суды, неверно определив дату начала течения трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением, пришли к необоснованному выводу о пропуске им указанного срока без уважительных причин.
При этом автор жалобы настаивает, что указанный срок надлежит исчислять с 27 июля 2021 г. - момента вручения ему выписки из приказа командира войсковой части N 1. от 22 апреля 2021 г. N 152 об изменении редакции приказа указанного должностного лица от 28 ноября 2019 г. N 65-ДД, которым он исключен из списков личного состава воинской части. Заявляет, что судами безосновательно не учтены факты его обращений за защитой своих прав в органы прокуратуры.
В письменных возражениях военный прокурор Североморского гарнизона Халин И.В, опровергая доводы кассационной жалобы, просит обжалованные судебные акты оставить без изменения.
Препятствий для рассмотрения данного административного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы и письменных возражений, суд приходит к нижеследующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что приказами командира войсковой части N 1. от 19 октября 2019 г. N 71 и от 28 ноября 2019 г. N 65-ДД Осипов Н.В. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и 12 декабря 2019 г. исключён из списков личного состава воинской части.
Приказом указанного должностного лица от 15 сентября 2020 г. N 52-ДД изменена дата исключения административного истца из списков личного состава воинской части 12 декабря 2019 г. на 24 февраля 2020 г, за указанный период определен состав и размер его денежного довольствия как военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении, о чем Осипову Н.В. стало известно 24 сентября 2020 г.
Денежные средства за период с 12 декабря 2019 г. по 24 февраля 2020 г. перечислены и поступили на счет административного истца 30 сентября 2020 г.
В связи с тем, что после изменения даты его исключения из списков личного состава воинской части выплата денежного довольствия была произведена без учёта надбавок, связанных с прохождением военной службы на воинской должности, Осипов Н.В. обратился с административным исковым заявлением в суд 22 сентября 2021 г.
В соответствии с частью первой статьи 218 КАС РФ право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частями 1 и 1.1 статьи 219 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Указанные обязанности сторон при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего конкретизированы в статье 226 КАС РФ.
Согласно части 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, касающихся факта нарушения его прав и соблюдения им срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
При изложенных обстоятельствах суды, правильно применив положения статей 218, 219 КАС РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что начало течения срока обращения Осипова Н.В. в суд с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении административного истца с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части следует исчислять с даты ознакомления с данными приказами в последней редакции - 22 сентября 2020 г, но не позднее дня получения денежных средств по ним в оспариваемом размере, то есть 30 сентября 2020 г.
Указанные выводы судов подтверждаются перечисленными в судебных актах доказательствами, исследованными судом первой инстанции с соблюдением требований статей 14, 62, и 226 КАС РФ, а приведенная в обжалуемом судебном акте оценка этих доказательств, с которой согласился и суд апелляционной инстанции, отвечает положениям статьи 84 того же Кодекса, то есть установленные судами обстоятельства материалам дела соответствуют.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Осипов Н.В. не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им указанного срока, суды правомерно со ссылкой на части 6-8 статьи 219 КАС РФ отказали в удовлетворении административного иска по указанному требованию.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные в них сведения об обращении административного истца в органы военной прокуратуры не подтверждают уважительность причин пропуска Осиповым Н.В. указанного срока, поскольку из содержания заявлений в надзорные органы видно, что они непосредственно к предмету настоящего спора не относятся, поданы по истечении срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.
Судами также установлено, что Осипов Н.В. до обращения в органы прокуратуры имел возможность защищать свои права в судебном порядке, что нашло свое подтверждение соответствующими судебными актами.
В частности, решением Североморского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 мая 2020 г, отказано в удовлетворении административного иска Осипова Н.В. с требованиями о признании незаконным командира войсковой части N 1. от 19 октября 2019 г. N 71 об его увольнении с военной службы и приказа указанного должностного лица от 28 ноября 2019 г. N 65-ДД об исключении его из списков личного состава воинской части, а также восстановлении в списках воинской части до обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства и полагающимися видами довольствия за период восстановления в списках личного состава воинской части. Копии указанных судебных постановлений Осиповым Н.В. и его представителем получены 25 мая 2020 г.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2021 г. Осипову Н.В. отказано в удовлетворении административного иска с требованиями об изменении даты исключения из списков личного состава воинской части, определенной приказом командира войсковой части N 1. от 28 ноября 2019 г. N 65-ДД, в редакции его же приказа от 15 сентября 2020 г. N 52-ДД с учетом предоставления ему основного отпуска за 2020 г.
Что касается доводов кассационной жалобы о необходимости исчисления начала течения процессуального срока с момента получения Осиповым Н.В. выписки из приказа командира войсковой части N 1. от 22 апреля 2021 г. N 152, то они аналогичны заявлениям административного истца, являвшимися предметом рассмотрения и оценки судебных инстанций и отвергнутыми ими с приведением фактического и правового обоснования, с правильностью которого соглашается и Кассационный военный суд.
Кроме того, они, по своей сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств по мотиву несогласия с выводами судебных инстанций при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу, тогда как суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, а также применительно к статье 328 настоящего Кодекса, должен при рассмотрении жалобы исходить из признанных и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Таким образом принятые гарнизонным военным судом и флотским военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС РФ не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 26 января 2022 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 14 апреля 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Осипова Николая Владимировича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 КАС РФ, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 июля 2022 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.