Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-280/2021 по кассационной жалобе административного истца Ваторопина Андрея Леонидовича на решение 35 гарнизонного военного суда от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 16 марта 2022 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Ваторопина А.Л. об оспаривании решения начальника территориального отдела "данные изъяты" (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Ваторопина А.Л. об оспаривании решения начальника территориального отдела "данные изъяты" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 5 июля 2021 г. об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В кассационной жалобе, поданной 9 июня 2022 г, административный истец Ваторопин А.Л, полагая, что судами допущены нарушения норм материального права, настаивает на отмене принятых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении его административного искового заявления. В обоснование этого автор жалобы, ссылаясь на установленные судами обстоятельства, статьи 53 и 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 12 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, а также правовую позицию, приведенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, указывает, что факт вынужденного ухудшения им жилищных условий в связи с передачей бывшим членам семьи ранее предоставленной ему Министерством обороны Российской Федерации на состав семьи... человека квартиры в городе "данные изъяты", не препятствует принятию его на жилищный учет по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как утверждает административный истец, совершенные им действия были обусловлены соблюдением прав "данные изъяты" сына.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами административного дела, Ваторопин А.Л. проходит военную службу по контракту с 1995 года.
По решению жилищной комиссии войсковой части N 1. от 26 мая 2003 г, оформленному протоколом, на основании ордера административному истцу на состав семьи... человек ("данные изъяты") предоставлена квартира, общей площадью 47 кв.м, по месту прохождения военной службы в "данные изъяты"
В марте 2014 года брак между Ваторопиным А.Л. и ФИО 1. расторгнут.
26 августа 2014 г. административный истец дал согласие на заключение его бывшей супругой договора социального найма вышеуказанного жилого помещения, а 25 сентября 2014 г. ФИО 1. заключила договор с Департаментом управления жилищным фондом администрации "данные изъяты", согласно которому в квартиру в качестве членов ее семьи вселены административный истец Ваторопин А.Л. и их сын ФИО 2.
24 октября 2014 г. Ваторопин А.Л. снялся с регистрационного учета и с 3 апреля 2015 г. зарегистрирован по адресу войсковой части N. в городе "данные изъяты"
В декабре 2014 г. административный истец отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения, а 10 февраля 2015 г. квартира в порядке приватизации передана в собственность его бывшей супруге ФИО 1.
20 мая 2021 г. Ваторопин А.Л. обратился в территориальный отдел "данные изъяты" ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его на жилищный учет с формой обеспечения в виде жилищной субсидии.
Решением начальника названного территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от 5 июля 2021 г. Ваторопину А.Л. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации с указанием на реализацию им права на обеспечение жилым помещением в 2003 году.
Правильно установив по делу все обстоятельства, применив нормы материального и процессуального права, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодека Российской Федерации, пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришли к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для повторного обеспечения Ваторопина А.Л. (состав семьи - один человек) жилой площадью за счет государства, а также оснований для улучшения жилищных условий, в том числе посредством предоставления жилищной субсидии, в связи с реализацией им своих жилищных прав, что выразилось в предоставлении ему в 2003 году за счет военного ведомства на состав семьи из... человек жилого помещения, общей площадью 47 кв.м, по установленным норам, которым административный истец распорядился по собственному усмотрению, утратив возможность сдачи предоставленного ему ранее жилья.
Выводы судебных инстанций по существу настоящего спора согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 13 января 2022 г. N 3-О, согласно которой в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплена гарантия государства на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, которым предусмотрен комплексный подход при регулировании данной сферы общественных отношений, основанный как на применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части установления оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так и на закреплении специальных правил и условий предоставления жилищных гарантий, к которым, в частности, относится требование об однократности их предоставления военнослужащим, содержащееся в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
С учетом изложенного, приведенные Ваторопиным А.Л. в кассационной жалобе доводы, при утрате им возможности сдать жилищным органам полученное ранее от военного ведомства в связи с прохождением военной службы жилого помещения, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может являться основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба административного истца Ваторопина А.Л. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 16 марта 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Ваторопина Андрея Леонидовича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 июля 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.