Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Колесника А.А. по доверенности Чунжиной Е.Ю, поступившую в суд первой инстанции 10 марта 2022 года, на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Колесника А.А. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании судебной неустойки.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колесник А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании судебной неустойки.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 февраля 2022 года административное исковое заявление Колесника А.А. удовлетворено частично.
Судом признано незаконным решение департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" выраженное в письме от 30 июля 2020 года N ГУ-исх.-6700/20.
Суд обязал департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Колесник А.А. NГУ-7563/20 от 10 июля 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 сентября 2021 года отменено решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 февраля 2022 года в части удовлетворения административных исковых требований Колесника А.А.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и пояснениям, поданным в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Колесника А.А. по доверенности Чунжина Е.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение, так же представитель просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие подателя кассационной жалобы и его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Севастопольского городского совета N 3998 от 12 сентября 2012 года Колеснику А.А. было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадь. 0, 10 га, предназначенного для индивидуального дачного строительства, расположенного по адресу: "адрес"
10 июля 2020 года Колесник А.А. обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", представив для этого необходимый пакет документов.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации - согласно Генеральному плану города Севастополя от 13 декабря 2014 года года N4114 - в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий; в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа, иные сведения - хозяйственно-селитебная зона Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский".
Решением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным в виде письма от 30 июля 2020 года N ГУ-исх.-700/20, в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (расположенного по адресу: "адрес") было отказано, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации - согласно Генеральному плану города Севастополя от 13 декабря 2014 года N 4114 - в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий; в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа, иные сведения - хозяйственно-селитебная зона Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский".
Так, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя N46-ЗС от 25.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1, 5 статьи 12 Закона N46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя N25-ПП от 01.02.2016 года утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 4, 5 Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются, среди прочего копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, отвечающего следующим критериям: решением не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на 18 марта 2014 года, в том числе с учетом его продления (восстановления); копия землеустроительной документации, разработанной до 21 марта 2014 года, относительно предоставления испрашиваемого земельного участка (при ее наличии).
В соответствии с пунктом 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя N46-ЗС от 25 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков урегулированы Законом N299-ЗС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N299-ЗС наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как следует из информации и выкопировки из Генерального плана города Севастополя N4114 от 13 декабря 2005 года, представленных департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый Колесником А.А. земельный участок частично расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, частично в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа.
Таким образом суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что имеет место несоответствие схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета N4114 от 13 декабря 2005 года, вследствие чего департамент правомерно принял оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данный факт достоверно установлен и не опровергнут.
Судом апелляционной инстанции верно было указано, что при принятии оспариваемого решения Департамент руководствовался действующим в настоящее время законодательством Российской Федерации и города федерального значения Севастополя и установилимеющиеся препятствия в предоставлении испрашиваемой услуги. Кроме того, наличие у истца права на завершение оформления в собственность земельного участка, начатого до 21 марта 2014 года, не свидетельствует о безусловной обязанности Департамента утвердить схему и предоставить земельный участок в собственность при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги.
При изложенных обстоятельствах поскольку оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у административного ответчика не имелось, права административного истца не нарушены.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения административных исковых требований с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Вместе с тем суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания неустойки ввиду следующего.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" о том, что судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, и не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой, в связи с чем, требования о взыскании судебной неустойки являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 07 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.