Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации", поступившую в суд первой инстанции 20 апреля 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Денисенко О.А. к Федеральному казенному учреждению "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации" об оспаривании постановления о снятии с учета на помещения, обязании восстановить на учете.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Лукьянова А.В, действующего в интересах Федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации", судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Денисенко О.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя заявленные исковые требования тем, что она является подполковником внутренней службы и с 05 июня 2002 года проходит службу в должности начальника Отдела медицинского имущества ФКУ "СКОУМТС МВД России".
Решением Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 30 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Денисенко О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 декабря 2021 года решение Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 30 июня 2021 года отменено. По административному делу принято новый судебный акт, которым решение ФКУ "СКОУМТС МВД России "О снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", Денисенко О.А. с семьей в составе 2 человек, оформленного протоколом N 14 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "СКОУМТС МВД России" от 09 декабря 2020 года признано незаконным.
На ФКУ "СКОУМТС МВД России" возложена обязанность восстановить Денисенко О.А. в очереди с 04 апреля 2014 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с сохранением порядка очередности, действующего до снятия с очереди (до 09 декабря 2020 года) с учетом последующих изменений, в составе 5 человек (Денисенко О.А, Васильев Н.В. - супруг, Денисенко Д.В. - сын, Васильев В.Н. - сын, Васильев А.Н. - сын).
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФКУ "СКОУМТС МВД России" Пархоменко С.Б. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, полагая его незаконным и необоснованным, а также просит принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Денисенко О.А. требований в полном объеме.
На кассационную жалобу поступили возражения Денисенко О.А, в которых выражено несогласие с доводами жалобы и сформулирована позиция об оставлении без изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 декабря 2021 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 КАС РФ, принимал участие представитель Лукьянов А.В, действующий в интересах ФКУ "СКОУМТС МВД России", который поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на отмене обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Признавая незаконным решение ФКУ "СКОУМТС МВД России о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Денисенко О.А, судом апелляционной инстанции установлено отсутствие намеренных действий истца, повлекших ухудшение жилищных условий, подпадающих под условия для снятия с учета, предусмотренных подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (в редакции, действовавшей до 01 июля 2021 года).
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Из материалов дела усматривается, что Денисенко О.А. является подполковником внутренней службы и с 05 июня 2002 года проходит службу в должности начальника Отдела медицинского имущества ФКУ "СКОУМТС МВД России".
12 июля 2013 года между Денисенко В.В. и Стрижак О.А. заключен брак, жене присвоена фамилия Денисенко.
28 января 2014 года у супругов Денисенко родился сын Денисенко Д.В.
Установлено, что Денисенко О.А. с супругом и сыном проживала в принадлежащей ей квартире по адресу: "адрес", площадью 24, 8 кв.м и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением ФКУ "СКОУМТС МВД России" (протокол N 6 от 03 апреля 2014 года) Денисенко О.А. в составе семьи из трех человек (она, Денисенко В.В. и Денисенко Д.В.) была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
11 декабря 2015 года брак между Денисенко В.В. и Денисенко О.А. расторгнут, в связи с чем, согласно выписке из протокола N 2 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ "СКОУМТС МВД России" от 09 февраля 2016 года внесены изменения в учетное дело по составу семьи Денисенко О.А.: считать их очередниками на получение единовременной социальной выплаты семьей в составе 2-х человек (Денисенко О.А. и сын Денисенко Д.В.).
12 ноября 2019 года между Васильевым Н.В. и Денисенко О.А. заключен брак, в котором родились два сына: Васильев А.В. и Васильев В.В.
28 декабря 2018 года между Денисенко О.А. и ЗАО "Кубанская марка" был заключен договор уступки прав требований N 43/10ДК/18, в соответствии с условиями которого, Денисенко О.А. приняла на себя обязанность оплатить права требования, принадлежащие обществу на основании договора участия в долевом строительстве N38/10ДК/18 от 06 августа 2018 года, на строящийся объект недвижимости по адресу: "адрес", общей площадью 53, 0 кв. м, жилой - 29, 58 кв. м.
Указанная квартира была передана Денисенко О.А. на основании акта приема-передачи объекта долевого строительства от 02 сентября 2019 года, право собственности последней на квартиру было зарегистрировано в установленном законом порядке 25 сентября 2019 года.
Ранее 24 мая 2019 года между Денисенко О.А. и Возных А.А. заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого Денисенко О.А. продала принадлежащую ей квартиру по адресу: город Ростов-на-Дону, улица Казахская, дом 87/2, квартира 82, по цене 1 500 000 рублей.
02 октября 2020 года Денисенко О.А. обратилась в ФКУ "СКОУМТС МВД России" с рапортом, в котором просила приобщить к личному делу документы, подтверждающие ее семейное и материальное положение: свидетельство о заключении брака с Денисенко В.В, свидетельство о расторжении брака с Денисенко В.В, свидетельство о рождения сына Денисенко Д.В, свидетельство о заключении брака с Васильевым Н.В, свидетельства о рождений детей Васильева А.Н. и Васильева В.Н, а также договор купли-продажи от 24 мая 2019 года, акт от 12 сентября 2019 года, выписку из ЕГРН, а также просила рассмотреть вопрос о возможности первоочередного улучшения жилищных условий многодетной матери связи с наличием у нее трех несовершеннолетних детей.
Решением ФКУ "СКОУМТС МВД России" от 09 декабря 2020 года Денисенко О.А. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из двух человек (она и сын Денисенко Д.В.) в связи с тем, что отчуждение Денисенко О.А. жилого помещения - квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 24, 8 кв.м с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, а также улучшение жилищных условий - приобретение квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 53, 0 кв.м.
Соглашаясь с вышеуказанным решение и отказывая в удовлетворении заявленных Денисенко О.А. административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что данное решение соответствует положениям части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку Денисенко О.А, заключив 24 мая 2019 года договор купли-продажи квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 24, 8 кв.м, совершила действия по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности имущества с намерением создать нуждаемость, что расценивается в судебном порядке как умышленное и намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере, чем было признано за административном истцом на дату её постановки на учет.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с вышеуказанными выводами ввиду следующего.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
В силу подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (в редакции, действовавшей до 01 июля 2021 года), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятии с такого учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, устанавливая отсутствие намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, подпадающих под условия для снятия с учета, предусмотренных подпунктом "б" пункта 19 названных Правил, пришел к верному и обоснованному выводу об отсутствии у ФКУ "СКОУМТС МВД России" правовых оснований для снятия Денисенко О.А. с учета, поскольку доказательства совершения ей намеренных действий по ухудшению жилищных условий отсутствуют, а заключение брака, рождение двух детей и действия по отчуждению квартиры на получение единовременной выплаты в большем размере не направлены и на увеличение расходных обязательств государства при предоставлении указанной выплаты не влияют.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 04 июля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.